Протоиерей Виталий Ворона
Как отметить Новый год, чтобы потом не было стыдно?
Большинство людей на постсоветском пространстве отмечает Новый год — независимо от вероисповедания, возраста, положения в обществе. Это традиция, которая для многих укоренилась гораздо раньше, чем они пришли к вере. Как же отметить любимый праздник, но не расплескать предрождественскую радость? Как среди фейерверков и застолий сохранить в сердце самое главное — ожидание прихода в мир младенца Христа? Спросили у протоиерея Виталия Вороны, настоятеля храма Почаевской иконы Божией Матери г. Краматорска.
Посты — для радости
Если задуматься: для чего даются посты? Почему все они предваряют очень значимые праздники? Ответы на эти вопросы приходят сами собой, когда мы воцерковляемся и начинаем жить так, как учит Церковь. Человек верующий, сравнивая свою жизнь до того, как начал поститься, и после, замечает: когда посты вошли в его жизнь, радость стала намного ярче и праздники ощущаются иначе. Жизнь словно перестаёт быть смазанной, она обретает новые краски.
Существование человека вообще во многом базируется на контрасте: сон чередуется с бодрствованием, нервная система устроена так, что в ней есть и «газ», и «тормоз», многие органы работают по принципу напряжения-расслабления. Так же происходит и с жизнью нашей души. Если она всё время находится в каше суеты, праздники перестают быть чем-то особенным, становятся однообразными. Потому Господь и благословил посты — чтобы мы могли почувствовать особую радость в дни значимых праздников.
Новый год — время особенное
Новый год выпадет из этой парадигмы, потому что он приходится на дни Рождественского поста. В результате у человека есть опасность выпустить пар радости раньше времени. Действительно, сколько ни топи баню с открытыми дверями, теплее в ней не станет. Так и человек: если всё время будет жить нараспашку, особой радости стяжать не сможет.
Конечно, мы не можем пройти мимо празднования Нового года, не заметить его: мы живём по календарю, подводим итоги прошедшего года, задумываемся, что нас ждёт в будущем. В этот день подводится некая хронологическая черта, которая напоминает нам, что мы по милости Божией обладаем некоторым запасом времени. Оно неумолимо идёт вперед и когда-то закончится — для каждого из нас в частности и для всего мира в целом. Это ощущение делает новогоднюю ночь особенной. Люди нередко стараются наделить этот праздник какой-то мистикой, наполняют его чуждыми для нашей культуры атрибутами и персонажами — в надежде, что шум, суета и блеск мира смогут заглушить трепет души перед временем и вечностью. Но после того как утихнет шумное застолье, часто остается тяжелое чувство пустоты от бесцельно потраченных времени и средств.
Не растерять радость по пути к Рождеству
Есть у Нового года ещё одна опасность: она заключается в том, что мы можем растерять радость по пути к Рождеству. Очень часто бывает, что весь пост человек держался, а на Новый год расслабился, нашумелся, наразвлекался — и в итоге к Рождеству всё померкло, ожидание чуда куда-то ушло. Именно поэтому надо постараться найти формулу, как провести новогодний праздник, чтобы радость всё-таки не растерять. Конечно, этому не будут способствовать гулянья у городской ёлки или бесконечные фейерверки. Думаю, полезно этот день провести в кругу семьи, но не за обыденным столом, а за таким, на котором будут праздничные, хоть и постные, блюда. Пусть Новый год станет эпиграфом грядущего Рождества, его преддверием, временем, когда мы задумываемся о важном. Нам Господь дал время, чтобы мы сделали то, чего Он от нас ждёт, воплотили Его чаяния. Задуматься об этом хорошо не на шумной вечеринке, а встретившись с родными в тесном семейном кругу.
Ночью — в храм
Какую форму празднования Нового года нашли мы? В нашем храме родилась такая традиция: в Новый год мы собираемся ночью в храме и служим молебен. Он короткий, служба занимает всего полчаса. Когда мы только начинали, то опасались, что никто не придёт, и мы с матушкой будем в храме одни. На удивление, храм оказался полным, причём пришли даже те, кто не слишком регулярно посещал его. У всех было особенное настроение. Это меня очень обрадовало и утвердило в мысли, что люди стремятся прежде всего к радости.
Нельзя заострять внимание на том, как правильно или неправильно праздновать Новый год. Правильно так, чтобы не растерять радость перед Рождеством. Ведь именно оно — настоящий праздник, который открывает нам реальную мистику. В Рождество вечность пронзает время, и человечество получает удивительную возможность наследовать вечное благополучие, вечную радость, вечное счастье. Задумываться об этом надо уже в Новый год. Вычеркнуть его не получится, прятать голову в песок неправильно — поэтому надо не игнорировать, а осмысливать, правильно подойти и расставить акценты, и тогда Рождество воссияет «миру светом разума», как поётся в праздничном тропаре.
Колокола вместо курантов
Мы с семьёй собираемся за столом во время ужина, обычно это происходит в шесть-семь часов вечера. Общаемся, празднуем, а потом к полуночи едем в храм, после чего возвращаемся и отдыхаем. Думаю, если люди проведут в новогоднюю ночь время в храме, им уже не захочется злоупотреблять пищей и тем более алкоголем.
Для нашего прихода молебен ночью стал идеальным решением проблемы «как отметить Новый год, чтобы не был стыдно». Высказывались идеи после него поднимать бокал шампанского, но я не благословил этого делать. В такой ситуации есть риск слишком распахнуть свои души — как распахивают зимой дверь дома, отчего тепло уходит. Служба, поздравления, тёплая радость — а потом все идут домой и проводят время как считают нужным. Курантов сейчас нигде не услышать, а в храме колокола бьют! Это не фейерверки, которые несколько раз пыхнули — и погасли. Совершенно другое настроение.
Первая искра Рождественского чуда
На Новый год у нас и дома, и в храме уже стоят ёлочки, но они ещё не украшены. Наряжаем их к Рождеству. Такая традиция родилась в нашей семье ещё в те годы, когда мы воцерковлялись. Да, Новый год можно назвать подменой Рождества, но мы на этом празднике выросли и отказаться от него не были готовы. Постепенно пришли к решению, что ёлку мы ставим, но наряжаем её в Сочельник. Она — словно символ предвкушения главного зимнего праздника. Так и с внутренним миром: готовимся, ждём, но полноту радости отдаём Рождеству. При таком отношении Новый год становится первой искоркой Рождественского чуда, которое принесёт совсем другую радость, несравнимую с Новым годом.
Записала Екатерина Щербакова