Протоиерей Алексий Попов
Как смерть праведника может быть праздником?
Странно всё у православных: мало того, что каждый день — праздник, так ещё и празднуют порой такое, от чего только плакать можно. Сами посудите: не успели отметить Успение Пресвятой Богородицы, как подошёл ещё один праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи. Святого человека несправедливо убили — что тут праздновать? Обратились за разъяснениями к протоиерею Алексию Попову, настоятелю Николаевского храма с. Петровка-2.
Первый после Богородицы
Церковь ставит пророка Иоанна Предтечу первым среди святых, потому что Сам Спаситель говорил о нём: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). В иконописи есть традиция изображать справа от восседающего на троне Христа Богородицу, а слева — святого Иоанна.
Родителями Предтечи Господня были праведные пророк Захария и Елисавета. Отец был священником Иерусалимского храма, мать — сестрой святой Анны, матери Пречистой Девы Марии. У Захарии и Елисаветы не было детей, что в те времена считалось наказанием Божьим. Супруги были уже в преклонных летах, когда однажды Захария услышал откровение от Ангела: у них родится сын, который «будет велик пред Господом» (Лк. 1:15). Захария не поверил, что может стать отцом, будучи столь старым человеком, за что был наказан тем, что потерял способность говорить.
Жизнь пророка Иоанна была под угрозой с первых дней младенчества. Когда Ирод Великий хотел уничтожить новорождённого Христа, он убил четырнадцать тысяч вифлеемских младенцев. Спасся Иоанн благодаря тому, что святая Елисавета бежала с ним в пустыню, где он и рос. Из Священного Писания мы знаем, что там Иоанн Креститель укреплялся духом, боролся с дьявольскими искушения и побеждал свои страсти. Он стал строгим подвижником и примером для монашествующих — недаром по всему миру столько монастырей освящено в его честь. О его аскетическом образе жизни мы узнаём из Евангелия: «Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» (Мф. 3:4), «пришел Иоанн, ни ест, ни пьет» (Мф. 11:18).
В тридцать три года он вышел на проповедь по призыву Божьему. Надо сказать, что пророки говорили не от себя, они возвещали волю Божию. Так и Иоанн Креститель вышел на берег реки Иордан, чтобы проповедовать о грядущем Мессии. Именно поэтому его называют Предтечей, то есть «предшественником»: он был предшественником Иисуса Христа. Проповедь его была для тех лет революционной. Он призывал всех к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2), книжников и фарисеев называл «порождениями ехидны» (Мф. 3:7), поскольку они учили народ соблюдению закона, но сами этого не делали. О Христе он прямо сказал: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1:7-8).
Задолго до рождения святого Иоанна Предтечи о его служении говорили ветхозаветные пророки — например, Исаия, которого Церковь называет ветхозаветным евангелистом: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40:3). И действительно: пророк Иоанн пришёл из пустыни и проповедовал о грядущем Мессии. Также о нём говорит пророк Малахия: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» (Малах. 3:1). Обратите внимание: он называет Предтечу ангелом, именно поэтому на многих иконах святой Иоанн изображён с ангельскими крыльями.
Смерть пророка
Пророки часто обличали грешников и наставляли людей на праведный путь. Предтечу Господня сравнивают с пророком Илиёй: они были схожи по силе, по благодати, по образу жизни — оба были подвижниками и постниками. Пророк Илия обличал царя Ахава за его идолопоклонничество, а пророк Иоанн — царя Ирода Антипу за его женитьбу на Иродиаде, которая была женой его сводного брата Филиппа. Дело в том, что Ирод женился на ней при жизни Филиппа, что по еврейским законам было недопустимо. Конечно же, возражать царю никто не решался — кроме пророка Иоанна, который бесстрашно говорил правду.
Надо признать, что Ирод Антипа не был таким тираном, как Ирод Великий, который погубил множество людей. Антипа был неплохим человеком, почитал Иоанна Крестителя и прислушивался к нему. Святитель Иоанн Златоуст писал, что царь посадил праведника в темницу для того, чтобы уберечь его от Иродиады, которая искала возможность убить его.
Мы помним, что было потом. Во время пира во дворце Ирода дочь Иродиады угодила ему своим танцем, и он пообещал в награду исполнить любое её желание. По наущению матери девушка попросила главу Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но не мог не сдержать своего слова, и потому святой пророк Иоанн был казнён: ему отсекли голову. Предание говорит, что даже после этого голова праведника продолжала обличать Ирода и его жену, из-за чего та потребовала принести язык пророка, исколола его иголкой, а голову повелела закопать в нечистом месте. К счастью, ученики пророка Иоанна взяли главу и погребли её достойно, после чего пошли и рассказали обо всём Иисусу Христу. Спаситель плакал всего два раза: когда узнал о смерти друга Лазаря и о казни Иоанна Предтечи, из чего понятно, что у Господа было особое отношение к этим двум людям.
О смерти пророка и Предтечи Господня Иоанна можно узнать не только из Евангелия, где об этом рассказывают апостолы, но и из трудов историка Иосифа Флавия, который написал об этих событиях тридцать лет спустя, когда память о них была ещё свежа в памяти людей.
Почему в Церкви празднуют день смерти великого пророка?
Мне понравилось, как на этот вопрос ответил митрополит Антоний Сурожский. Он писал, что мы празднуем не смерть, а духовное рождение святых. У обычных людей принято отмечать день рождения на свет, в Церкви же мы празднуем день, когда угодники Божии рождаются для вечности. Надо отметить также, что Церковь относится к смерти не так, как это принято в обычной жизни. Для людей неверующих смерть — это боль, страдания, мучения, неизвестность. Христиане же знают, что после смерти их ждёт встреча с Богом. И если обычных людей за земным порогом ждёт отчёт об их жизни, то мученики и святые попадают в Царствие Небесное, в объятия Божии, к тем, кого они любили — другим святым и праведникам. Для них смерть не так трагична, как для всех нас, они ждали её. Вспомним Пресвятую Богородицу: с какой радостью Она ожидала день своей кончины, как готовилась к нему! У Неё не было ни тени страха или сомнения, только радость.
Однако это не значит, что Церковь только радуется и не скорбит о праведниках. Митрополит Антоний так пишет об Усекновении главы Иоанна Предтечи: «Сегодня мы празднуем день усекновения… Празднуем… Слово „праздновать“ мы привыкли понимать как радость, но оно же значит „оставаться без дела“, а без дела можно оставаться, потому что захлестнёт душу радость и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмёшься перед лицом того, о чём мы слышали сегодня в Евангелии?»
Праздник в повседневном понимании — это веселье, отдых, приятное времяпровождение, развлечение. Но Церковь празднует иначе. Для христианина праздник — это торжество. Мы торжествуем вместе со всей Церковью потому, что Царствие Небесное пополнилось ещё одним праведником, он жив у Бога, смерти нет — а не потому, что умер святой человек. Мы рады тому, что смерть — это не конец, что она посрамлена Христом, обращающим зло во благо. Христиане празднуют, встречаясь на литургии, где молятся единой Церковью, земной и небесной.
Ещё один важный момент: день Усекновения главы Иоанна Предтечи — постный, причём пост положен строгий. Так было установлено Церковью в память о мученической кончине пророка, а также потому, что он был подвижником благочестия, постником, образцом душевной и телесной чистоты.
Пророк Иоанн Креститель вышел в мир из пустыни — места, где нет растительности и воды. Он призывал людей к борьбе с грехом. Я регулярно повторяю своим прихожанам, что мы ходим в храм прежде всего по двум причинам: встретиться с Христом и получить духовный опыт для борьбы со грехом. Именно грех — то препятствие, которое не даёт нам войти в Царствие Небесное. Святой пророк Иоанн был величайшим учителем борьбы с грехом, учил, как нужно удобрять пустыню нашего сердца, чтобы она превратилась в духовный оазис.
Зло не победит
В этот день Церковь рассказывает нам, что в жизни порой происходит победа зла над добром, но это победа временная, потому что вопреки всему добро всегда побеждает. Святой пророк Иоанн предстоит перед Престолом Божиим, молясь обо всём мире и помогая людям в их нуждах. А кончина его убийц была бесславной: плясунья Саломия погибла, провалившись зимой под лёд. Льдиной ей отрезало голову, а тело исчезло, и потому царю с царицей принесли лишь её голову. Что касается Ирода и Иродиады, то они были сосланы в ссылку римским императором Калигулой. В месте их заточения случилось большое землетрясение, в результате которого разверзлась земля. В эту расселину и провалились бывший царь с его жестокой супругой. Тем самым Господь показал, что всякое зло будет наказано, а добро получит награду.
Подготовила Екатерина Щербакова