Официальный сайт

Священник Димитрий Паламарчук

Как Церковь относится к киберспорту?

Соревнования по киберспортуЧто это? Киберспорт — это коллективные или одиночные соревнования в видеоиграх.

В чём суть? Википедия сообщает: «Все киберспортивные дисциплины делятся на несколько основных классов, различаемых свойствами пространств, моделей, игровой задачей и развиваемыми игровыми навыками киберспортсменов: шутеры от первого лица, стратегии реального времени, авто- и авиа-симуляторы, командные ролевые игры с элементами тактико-стратегической игры и так далее».

Какой смысл этим заниматься? Снова обратимся к Вики: «Разыгрываемые призовые фонды могут достигать нескольких миллионов долларов США. Турнир по Dota 2 „The International“ несколько раз бил рекорды по выплатам: так в 2016 году было разыграно 20,77 миллионов долларов, в 2017 — 24,79, в 2018 — 25,53».

Как к этому относится Церковь? Выясняем у священника Димитрия Паламарчука, настоятеля Николаевского храма с. Криворожье.

 

Спорт или зависимость?

Я до конца не могу ответить себе на вопрос, киберспорт — это хорошо или плохо? В любом случае, это очень интересное явление. Множество людей занимается им профессионально, и очевидно, что для этого нужен талант. Когда этим увлечены молодые люди, я не вижу проблемы. Для них это возможность попробовать что-то новое, испытать себя, добиться определённых успехов на старте жизни. Если человек просто испытывает себя в чём-то интересном и необычном и у него получается — почему нет?

Однако иногда увлечение компьютерными играми перетекает в зависимость. Конечно, в такой ситуации это никакого отношения к споту не имеет. Те, кто профессионально занимается киберспортом, понимают: это — их дело. Оно приносит результат, некоторым даёт возможность зарабатывать. Занятие им не ломает жизнь, не мешает развиваться. Если мешает — то это уже не спорт, а зависимость. Человек, погружённый в виртуальный мир целиком и полностью, — не киберспортсмен. Надо понимать: профессионалы не сидят дома, не вылезая из-за компьютерного стола, они ездят на соревнования, турниры, у многих помимо этого есть работа и другие хобби. Как в любом спорте, там есть свои требования, навыки, которые нужно приобретать. Это не безвольное развлечение. Нужно развить свои умения настолько, чтобы стать лучшим. Главное для спортсмена — именно победа, а не процесс (в отличие от зависимых).

Киберспорт — это всё-таки спорт, и без серьёзной подготовки люди заниматься им не могут. К этому нужно некое расположение, способности, талант, и если у вас глаза не горят, то вряд ли стоит идти в эту сферу.

Церковь негативно относится не к киберспорту, а к зависимостям. Не важно, как они будут проявляться. Если у человека зависимость от татуировок, и он не знает, где бы ещё себе что набить — это зависимость, и Церковь относится к ней плохо. Если его религией стал здоровый образ жизни — Церковь его не поддержит. Любое увлечение, которое начинает наносить вред человеку или его окружению, будет осуждено Церковью.

 

Плоды прогресса

Нередко Церковь не имеет официального мнения по поводу каких-то реалий современного мира. Прогресс идёт очень быстро. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви были приняты в 2000-м году — тогда ещё даже цветных кнопочных телефонов не было, а сейчас на концертах поют голограммы и у каждого в кармане миниатюрный компьютер. Мы можем комментировать достижения прогресса с точки зрения пользы или вреда для человека. Я не понимаю, когда люди тратят огромные деньги на то, чего не существует. Например, можно играть, зарабатывать в игре какие-то баллы или виртуальные деньги — и за их счёт улучшать способности персонажа. Но есть виртуальные магазины, в которых можно это сделать за настоящие деньги. То есть виртуального ружья не существует, но вы платите реальные деньги — и можете пользоваться им в игре. Стоит оно немало. Можно ли потратить на него свою зарплату? Нормально ли это? Сомневаюсь.

Если говорить о плюсах киберспорта, то он развивает мышление, реакцию. Есть ряд игр, которые требуют командной игры, и спортсмены общаются не только виртуально, но и напрямую. Диалог с единомышленниками, с которыми нужно обсудить стратегию и ход игры, помогает научиться общению с живыми людьми. Если же человек сидит дома и прячется в виртуальной реальности от мира и других людей — это плохо. Нельзя класть жизнь на алтарь виртуального мира — это страшно. У меня есть знакомый игрок, который говорит: «Мне спокойнее там», — но общение с ним бывает очень сложным, а порой вообще невозможным, поскольку он не может нормально общаться. Мне кажется, в таких ситуациях человеку должен помогать специалист, причём не психолог, а психиатр.

 

ЦивилизацияМожет ли православный человек быть киберспортсменом?

Я не знаю. Православный человек, как мне кажется, выбирает для себя дело, которое может принести какую-то пользу. Я не встречал православных киберспорсменов. Встречал православных, которые просто играют в компьютерные игры. Для них игра — это разгрузка, возможность отвлечься, переключиться.

Православный человек понимает, что вера без дел мертва. Он стремится свою жизнь проживать с пользой для других людей, он не станет тратить её на такие вещи. Но для молодых допустимо попробовать себя в этой сфере — почему бы и нет? Это общение, знакомство с новыми интересными людьми.

 

Запрещать легко, аргументировать сложнее

Думаю, священникам всё-таки нужно быть терпимыми к тому, что молодёжь увлекается играми. Придёт такой юноша в храм, а ему там — нельзя, это грех, это азарт! И молодой человек уйдёт. Мы очень часто говорим: «Нельзя!» А я помню себя в детстве и юности, и мне всегда хотелось понять — почему нельзя? Если я хочу лизать санки на морозе — кто мне запретит? Запретить — проще всего. А объяснить, почему нельзя или лучше не надо — уже труднее. Мы должны аргументировать. Если молодой человек учится, развивается, зарабатывает, у него всё хорошо — почему нельзя играть? Он не отнимает время у семьи и детей, а вместо того, чтобы пить в баре пиво, обсуждает с друзьями стратегию игры на соревнованиях — что в этом плохого? Он общается, мыслит — и хорошо, ведь у современной молодёжи мозг далеко не всегда работает, да и у взрослых тоже. И почему сидеть и вышивать под глупый сериал — хорошо, а киберспорт — потеря времени и грех?

У Церкви нет шаблонных ответов. «Молись, постись и кайся, слушай радио „Радонеж“ три раза в день — и спасёшься» — так не бывает! Сейчас надо уметь пользоваться гаджетами во благо. Если Господь допустил, что они так плотно вошли в нашу жизнь — надо научиться не только листать ленту Инстаграма, но и чему-то более полезному. Например, я сейчас в пути слушаю с телефона лекции по нейролингвистике.

 

Не впадать в крайности

К киберспорту тоже надо относиться адекватно. Люди общаются, путешествуют, видят новые страны, участвуют в турнирах — и хорошо. Ко всему можно придраться, даже к игре в городки. На футбол тоже когда-то смотрели как на бессмыслицу, когда двадцать два мужика бегают по полю и играют в мячик. А сейчас у нас проводятся матчи с другими благочиниями. Нужно иногда отпускать тетиву, чтобы она не порвалась. Киберспорт вошёл в жизнь, мы этого уже не изменим. Мы должны направить его в правильное русло, попытаться вдохнуть в него дух христианства — хотя, конечно, если речь идёт об игре Counter-Strike, вдохнуть туда ничего не получится. Если же это игра, где строят цивилизации — почему нет? Надо подумать, как и где мы можем это применить. Священникам, которых сейчас рукополагают, нужно будет как-то реагировать на новые реалии. Нельзя всё запретить. Вернее, можно — но не нужно.

Главное — не впасть в крайность из серии «как хорошо, что я не такой, как эти киберспортсмены — не играю, хожу в храм, читаю Евангелие». Нет такой вещи, которую невозможно было бы извратить. Надо придерживаться во всём золотой середины, и в занятиях киберспортом тоже. А также надо быть честным с собой и понимать, что попробовать можно, но всю жизнь этим заниматься не стоит.

Беседовала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100