Священник Димитрий Абросимов
Крест — оружие победы. Над кем?
О каком оружии и победе идёт речь в тропаре и кондаке праздника Воздвижения? Кто такие Божьи люди, которым это оружие помогает? Отвечает клирик Богоявленского кафедрального собора Горловки священник Димитрий Абросимов.
Тропарь, глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы верным над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.
Тропарь Животворящему Кресту, песнопение праздника Крестовоздвижения — одна из самых известных молитв. Его часто исполняют в храмах, он входит и в чин водосвятного молебна, и в утреннее молитвенное правило.
Крест Христов имеет особенную силу сохранять нас от всякого зла. Патерики, отечники и жития почти всех святых — как древних, так и новых, наших современников, — содержат описания случаев, свидетельствующих о той духовной силе, которой обладает образ Креста. Эту силу мы и призываем в молитве Кресту на всё достояние Божие: на людей Его, то есть православных христиан, на нашу землю и в особенности на Святую Церковь — общество всех истинно верующих, среди которых Господь невидимо пребывает и живёт.
И Твое сохраняя крестом Твоим жительство. Эти слова — о смысле Животворящего Креста в жизни человека. Он — хранитель, утверждение нашей жизни во Христе, жизни по Его заветам. Именно поэтому Крест сопровождает человека всю жизнь. При крещении на нас надевается нательный крест, который мы носим всю жизнь, приходя в храм, и дома во время молитвы мы крестимся, осеняем себя крестным знамением, крестом увенчаны купола храмов, святой Крест, распятие, стоит в каждом храме.
Кондак, глас 4
Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.
Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая нам победы над врагами, в помощь имеющим от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.
Первые же слова кондака праздника подчёркивают одну важную истину — крестная жертва Христа была добровольной. Страдания и крестная жертва Христа — явление и выражение великой любви Бога к человеческому роду. Сам Христос сказал: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
Щедроты Твоя даруй, Христе Боже, тезоименитому Твоему новому жительству. Какое же это новое жительство? Это жительство по заветам Христа, по Его учению, по Его наставлению и по Его примеру, ставшее возможным только после распятия и Воскресения Христа Спасителя. То есть милость Божия призывается в словах песнопения на тех, кто христианин не только по названию, но ведет деятельную христианскую жизнь, стараясь быть тезоименным Христу, то есть подражать Его деяниям и исполнять Его заповеди.
В кондаке Крест Христов назван оружием победы. Победы над чем или над кем, может возникнуть вопрос?
В греческом оригинале Крест назван знаком победы, трофеем, то есть памятником обращения врага в бегство. Но Честной Крест Господень — это не оружие победы над внешними конкурентами. Победа, которую Крест Христов дарует Своим почитателям, —это победа над силами зла и смертью и примирение с Богом. Сегодня празднуется Крест как орудие преодоления греха всего мира и смерти каждого человека.
Песнопения праздника напоминают нам, что Святой Животворящий Крест Христов должен быть для нас не чудодейственным амулетом от житейских неприятностей и невзгод, о котором мы только изредка вспоминали бы, а знаком того, что мы добровольно, с достоинством и мужеством, которое было у Господа нашего Иисуса Христа, со смирением и любовью, которыми Он одарял всех людей в этом мире, пойдём за Христом и со Христом.