Официальный сайт

09 ноября 2015 г.

Защищать православную веру нужно примером доброй жизни

Архиерейское богослужение в Иово-Почаевском храме КонстантиновкиВ канун дня памяти прп. Иова, игумена Почаевского, митрополит Горловский и Славянский Митрофан в сослужении духовенства епархии совершил всенощное бдение с литиёй в Иово-Почаевском храме Константиновки. По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся на богослужение с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю вас с преддверием дня памяти преподобного Иова Почаевского и благодарю за совместные молитвы, которые мы совершили в этом храме!

Преподобный Иов был защитником православной веры. Он покровитель Галицкой и Волынской земли, подвизался в монастыре, который ныне называется Почаевской лаврой. Он был примером подвига для множества братии, и в то же время — защитником веры и примером для людей, которые жили на той земле, и которым приходилось делать непростой выбор. Ему пришлось узнать, что такое уния, и тоже выбирать между сытой, благополучной, спокойной, безбедной жизнью, которую ему обещали, и жизнью, полной скорбей, страданий, трудностей, испытаний, исповедничества, которая была связана с его выбором православия.

Этот выбор стоял не только перед ним. Он стоял перед многими людьми — и князьями, и простыми ремесленниками, и учёными, и крестьянами. С выбором веры связывали будущее, потому что будущее в светском понимании этого слова, карьера, успех могли быть только тогда, когда человек становился униатом, поддерживал унию с Римо-католической церковью. Если он этого не делал, то для него была закрыта дорога к руководящим должностям, к тому, чтобы выгодно торговать, удобно и уютно жить.

Для людей того времени очень много значил пример преподобного Иова. Глядя на него, легче было делать выбор. Приходящим к нему с вопросами становилось всё понятно, и вопросы отпадали сами собой. Не столько имели значения слова, которые он говорил, сколько пример его доброй жизни. Людям хотелось ему подражать, быть на него похожими.

Даже в сегодняшнее непростое время мы не можем себе представить, насколько сложным тогда был выбор для людей, и насколько важно было иметь такие примеры. Что значит быть защитником православия? Это не значит только лишь уметь хорошо, аргументированно защищать свою веру. Для людей, которые склоняли православных к унии, это было не важно. Они соблазняли людей сохранением обрядов. Главным было признать католическую догматику и руководство римского первосвященника с его ставленниками — епископами, а всё остальное оставалось так, как есть.

Иов должен был доказать, что это не мелочи, что это не одно и то же. И не только с помощью слов, но, прежде всего, своим духовным авторитетом, своей доброй жизнью. Показать пример, что христианин — это не человек, которого можно легко купить, который ради выгоды продаёт свою веру, который сегодня один, а завтра другой, — а цельное существо, которое одинаково воспринимает свою веру и тогда, когда он находится в храме, и тогда, когда он выходит за порог храма. Жизнь христианина не разделяется. Это нужно было не только рассказать, но и показать. И он умел это делать.

Нам сегодня иногда кажется, что мы тоже должны быть защитниками веры православной, раз мы её исповедуем. Но защищать православную веру в первую очередь нам нужно научиться сегодня от самих себя, потому что сегодня больше всего православная вера страдает не от каких-то внешних причин, не от внешних притеснений, а от того, что сами христиане ведут двойственный образ жизни. Человек, который исповедует православие, бывает, разрушает веру в самом себе своими поступками и словами. И в таком случае он не имеет духовной силы внутри себя и не может быть ни для кого примером и помощником, а уж тем более стать защитником веры в каких-то трудных обстоятельствах.

Происходят эти процессы в человеке постепенно. Человек разрушает православную веру в себе через гордыню, через ненависть, осуждение, через гнев и нелюбовь к своим ближним. Человек разрушает православную веру в самом себе и людях, которые его окружают, когда он становится соблазном для кого-то через своё поведение. Когда, называясь христианином, он не является членом Церкви.

В современном обществе такое стало возможно. Если раньше христианами были члены Церкви, то сегодня есть люди, которые именуют себя христианами, но Церковь для них — место, куда они приходят иногда, по большим праздникам или для исполнения каких-то треб. Но не может быть христианином человек, если он не член Церкви, не член общины, если он не участвует в жизни общины, если он не участвует в Евхаристии. А это сегодня сплошь и рядом, и таких людей большинство по сравнению с теми, кто свою жизнь соединил с жизнью Церкви.

Поэтому нужно в первую очередь стать защитником православной веры для себя самого. В своей жизни веру поставить на самое главное место, чтобы ничто её не могло разрушить. Это наша основная задача.

Мы, конечно, тоже иногда сталкиваемся с внешними препятствиями, которые нам мешают, доставляют скорбь нашим сердцам. Совсем недавно мы очень тяжело пережили известие о том, что храм в честь Сретения Господня, который находится рядом с нами, где мы вместе молились о начале строительства, для которого мы просили землю, в котором освящали купола и колокола, куда мы приходили служить молебны, у нас отняли. Вдруг нам объявили, что теперь это храм «Киевского патриархата», поставили там военных и сказали, что мы туда не можем прийти молиться.

Мы не можем относиться к этому спокойно. Нам больно, потому что мы это воспринимаем как воровство, как обман верующих людей, которые совсем по-другому думали и совсем другие надежды возлагали на этот храм. Но, с другой стороны, это не гонение на нас, потому что нам в те храмы, которые у нас есть, никто не запрещает ходить.

Все испытания, которые происходят в нашей жизни, мы должны пронести не так, как те, кто захватывает храмы. Если кто-то захватывает храмы силой и обманом, это не означает, что православные верующие могут себе позволить поступать точно так же. Если кто-то совершает обман, неправду, зло, разве это говорит о том, что мы тоже можем позволить совершить неправду, обман и зло?

Сегодня ситуация сложилась таким образом, что те люди, которые украли храм, которые там находятся незаконно, вынуждены оправдываться. Они вынуждены искать какие-то доказательства, почему они там должны быть. Они вынуждены сами себя охранять с помощью военной силы. Они чего-то боятся. И если бы мы оставили всё так, как есть, и ничего бы не делали для того, чтобы восстановить справедливость, это было бы предательством по отношению к верующим. Но мы не можем поступать незаконно, несправедливо, нечестно, обманом, совершая преступление — так, как это сделали те люди, которые этот храм захватили.

Я в сегодняшний день сугубую молитву возношу преподобному Иову и прошу ваших сугубых молитв о том, чтобы Господь помог нам законным путём вернуть обратно этот храм для того, чтобы там совершалась молитва, чтобы мы там собирались вместе.

Но ещё раз повторю: никто из нас не должен уподобляться тем людям, которые творят беззаконие. Если мы будем поступать так же, как они, мы ничем не будем от них отличаться. Наш путь совсем другой. Я прошу ваших молитв, отцы, братья и сёстры. А мы будем делать всё, что от нас зависит, для того чтобы справедливость восторжествовала, и зло не могло распространяться дальше.

Я всех вас сердечно поздравляю с праздником в честь преподобного Иова Почаевского! Призываю не унывать и помнить о том, что Бог не в силе, а в правде, о том, что, сколько бы зло и неправда ни восставали на род христианский, христиане всегда смогут сказать слова: «С нами Бог», — но только в том случае, если они поступают по-Божьи и не нарушают заповеди о любви друг к другу.

С праздником вас всех поздравляю! Божие благословение пусть пребудет со всеми вами!

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100