Официальный сайт

21 мая 2025 г.

Митрополит Митрофан: Главный критерий правильности духовной жизни — есть у нас любовь или нет

Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в ШахтёрскеВ день отдания праздника Преполовения Пятидесятницы и памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Иоанно-Богословском храме города Шахтёрска. По окончании богослужения он обратился к молящимся с архипастырским словом.

Христос воскресе!

Всех вас поздравляю с престольным праздником — памятью святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова! Всех причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин, Тела и Крови Господней!

Все мы стали членами Церкви через таинство Святого Крещения. Каждого из нас когда-то родители вместе с крёстными принесли в храм, и священник окунал нас в купель во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы тем самым отринули человека ветхого, греховного, по слову апостола Павла, и облеклись в человека нового. С кем-то это произошло в младенчестве, и многие из нас этого момента в своей жизни не помнят. Кто-то уже в сознательном возрасте пришёл в храм, чтобы присоединиться к Церкви, стать членом Тела Христова.

С этого самого момента внутри каждого из нас появилось семя жизни, которое апостол и назвал новым человеком — человеком, в которого мы призваны облечься, который во всём отобразит Господа нашего Иисуса Христа, воскресшего из мёртвых. «Живу уже не я, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20).

Мы задаём себе вопрос: а где же этот внутренний человек? Что с ним произошло? Что с тем семенем, которое посеяно было в таинстве Крещения и должно было вырасти внутри каждого из нас в нового, духовного человека? Каждый из нас прямо сейчас, в эту секунду, может этот вопрос себе задать: а кто я перед Богом сейчас? Кем я осознаю себя в этот момент? Сын, дочь, друг, враг, раб, равнодушное существо? Какие у меня отношения с Ним? Как я их построил, и можно ли это увидеть? В чём конкретно это выражается?

Лучше всего увидеть то, что мы построили свои отношения с Богом и они у нас действительно есть, можно через действие любви. Если вы говорите, что вы любите Бога, но не любите своего брата, своего ближнего, то вы обманываете сами себя (см. 1 Ин. 4:20). Это один из критериев, который нам оставили апостолы, чтобы проверить себя: с Богом мы или без Бога, научились мы чему-то или не научились.

Если вначале, когда это маленькое семечко только лишь растёт и укрепляется, это любовь к самым близким, к самым родным, это любовь к друзьям и верность им, то когда это семя вырастет, станет сильным, это даже уже любовь к врагам. Это любовь к тем, кто приносит тебе обиды, огорчения, кто делает твою жизнь неприятной, кто хочет причинить тебе зло. Это любовь Божественная, потому что её нельзя вырастить и получить без Бога, без единения с Ним. Нельзя любить врагов, не пребывая в это время в единении с Богом, потому что это противоестественно нашей животной, человеческой природе.

Апостол нам также сказал, что по мере того, как наш внешний, греховный человек тлеет, человек духовный обновляется, становится сильнее. Нам нужно научиться задавать себе эти вопросы и проверять самих себя: вот прошло, допустим, полгода — что изменилось? Я так же не люблю соседа, во вражде нахожусь с родными, не простил моего обидчика? Или, может быть, я уже сделал какой-то шаг для того, чтобы в моей жизни что-то изменилось?

Если ничего не меняется, значит, не растёт внутренний человек, значит, что-то мы делаем не так, где-то уже научились себя обманывать, и теперь нам легко в этой лжи жить. Значит, мы научились свой обман принимать за истину и отвергаем настоящую и подлинную правду и о Боге, и о себе самих. А правда заключается в том, что если вы говорите, что вы любите Бога, а ближнего своего, брата своего, не любите, то вы лжёте. Значит, мы эту ложь уже в себя приняли, с ней смирились, согласились, и нам уже от неё не больно.

Мы должны научиться верить, что внутри нас это семя живёт, эта сила есть. Нам нужно научиться внутри себя её находить и к ней обращаться. Если случается какая-то беда и искушение, Тот, Кто нам поможет, не снаружи, а внутри нас. Надо научиться чувствовать Его присутствие, Ему молиться, «выращивать» это присутствие в себе, чтобы это было видимо посредством наших дел и слов. Дерево познаётся по плодам. Если это терние, то оно не может приносить смоквы, говорит нам Евангелие. Или если вспомнить народную поговорку, от осинки не бывает апельсинки.

Нам нужно разыскать в себе то семя, которое мы все получили в крещении. Нам нужно научиться к нему обращаться, его видеть и питать его, чтобы оно росло, молитвой, добрыми делами, обязательно покаянием, потому что грех — это болезнь, которая, заразив этот росток, не даст ему стать сильным, а покаяние — это лекарство, которое поможет исцелиться от этих болезней.

Тогда то, что говорит нам апостол, то, что говорит нам Господь, станет не просто словами, а нашей жизнью, с которой мы соединены, и мы чувствуем, как она течёт внутри нас, без которой мы не можем уже себя представить, потому что это уже мы сами. Таков путь, по которому должен идти христианин. Для этого мы эту жизнь получили в таинстве Крещения, а есть у нас любовь или нет — это ответ на все вопросы. Нет любви — нет и жизни. Всё, точка. Ничего другого нам не сказано и не дано.

Не научились любить — значит, что-то делаем не так, значит, где-то ошибаемся. Нужно искать эту ошибку и делать всё, чтобы, найдя её, исправить и снова растить в себе это семя, снова делать так, чтобы новая жизнь, новый человек духовный в нас рос и укреплялся, а греховный тлел.

Всех вас поздравляю с праздником! Всем желаю полноценной жизни, наполненной любовью и радостью, которую даёт человеку единение с Богом! Храни вас всех Господь! Христос воскресе!

Цитата дня

«

Причащение — это дар, который соединяет нас с Богом.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100