Официальный сайт

14 марта 2021 г.

Митрополит Митрофан: Изменить свой характер — возможно

Митрополит Митрофан совершил вечерню с чином прощения в Богоявленском кафедральном собореВ вечер Недели сыропустной накануне начала Великого поста митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил вечерню с чином прощения в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. По окончании богослужения владыка обратился к прихожанам с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Всечестные отцы, дорогие братья и сёстры, поздравляю вас с началом Святой Четыредесятницы! Этот святой вечер Прощёного воскресенья, по сути, и есть тот порог, перейдя через который мы начинаем святые дни Великого поста.

Время течёт неумолимо: кто-то взрослеет, кто-то стареет. Естественный его ход всех нас приближает к тому моменту, когда наша земная жизнь закончится, и мы предстанем перед Богом. Церковь предлагает нам приложить усилия, изменить свою жизнь таким образом, чтобы она наиболее полно соответствовала тому, каким должен быть человек в глазах Божиих.

Мы рождаемся в греховном мире. Греховные наклонности нашей природы приводят к тому, что мы приобретаем в течение жизни довольно много привычек и черт, которые делают наш характер таким, что, бывает, не совсем и понятно, что этот человек христианин. Говорят, что характер поменять невозможно, но это не так, потому что он складывается из набора черт и привычек, которые можно изменить. Если человек вступает в борьбу с этими привычками, то, по сути дела, он начинает бороться с самим собой. Нет ничего тяжелее, чем что-то менять в самом себе. Как правило, легче за кем-то другим замечать недостатки, слова, поступки и дела, которые хочется осудить или посмеяться над ними, но очень болезненно это делать в самом себе, а тем более — пытаться с этим бороться.

Пост — то особенное время, когда мы свой набор привычек, которые уже стали чертами характера, с Божией помощью можем поменять. Очень важные слова здесь — «с Божией помощью», потому что когда человек за перемены в самом себе берётся сам, опираясь только на свои собственные усилия, решимость и возможности, которые важны, но не всесильны, как правило, в конце концов он терпит неудачу.

Если ты хочешь научиться чему-то хорошему, для этого требуется очень много усилий, а потом очень легко вернуться к тому плохому, что было до этого. А если что-то плохое — даже и учиться не надо, оно как бы само собой в человеке происходит. Этому не стоит удивляться, потому что мы знаем о повреждённой и больной грехом человеческой природе, о том, что всё доброе и хорошее в ней нужно взращивать и возделывать, как земледелец взращивает и возделывает растение, чтобы оно принесло ему плод.

Если мы хотим меняться, если мы хотим быть лучше себя самих, во-первых, нам нужно видеть, что исправлять и куда идти, а во-вторых, нам нужна решимость и желание что-то менять в себе. Многим нравится и так, ничего менять в себе человек не хочет, но тогда всё, о чём мы сейчас говорим, для таких людей не имеет значения.

Даже если мы видим, что в себе менять, и у нас появилась решимость, что само по себе очень важно и значимо, этого недостаточно, потому что Господь сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5). Опыт многих подвижников благочестия, которые всю свою жизнь посвятили аскезе, то есть духовным подвигам и упражнениям, говорит о том, что сколько бы они не тратили усилий, что-то изменить самостоятельно не получалось, но когда действовала благодать Божия, эти перемены происходили — причём происходили навсегда. Дай Бог, чтобы в дни Святой Четыредесятницы соединилось наше желание что-то менять, решимость это делать и благодать Божия, которая бы переменила в нас недоброе и нехорошее на благое и священное.

Цель поста, в первую очередь, — сделать наши отношения с Богом ближе, чем они есть сегодня. Но мы знаем, что приблизиться к Богу, не очистив себя от греха, невозможно. Точно так же невозможно приблизиться к Богу, не изменив своего отношения к своим ближним, тем людям, которые нас окружают. Поэтому пост начинается с того, что мы просим прощения у всех, кого мы чем-либо обидели не только словом и делом, но и против кого у нас, может быть, мысли были нехорошие, кого мы осуждали, к кому проявили совсем не христианское отношение.

Церковь напоминает нам и о том, что если к нам подойдёт кто-нибудь из тех, кто нас обидел, кто причинил нам зло или сделал больно, и попросит у нас прощения, нельзя отворачиваться от такого человека или относиться к нему с презрением. Мы слышали сегодня, как Господь сказал: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15).

Нам нужно найти в себе силы попросить прощения. Но также нужно найти силы и для того, чтобы простить тех, кто обидел нас, кто по отношению к нам был неправ. Этот первый подвиг, который мы должны совершить, переступая порог Святой Четыредесятницы. Прощать непросто, это труд. Самому подойти попросить прощения, преодолев свою гордыню, не у того, кому ты ничего не должен, а у того, кого ты действительно обидел, и даже признать, что ты можешь кого-то обидеть или быть перед кем-то неправым, — это тоже действие, которое требует большой силы.

Человек должен понимать, ради чего он это делает, иметь способность наступать своей гордыне на горло, преодолевать самого себя, и этому тоже нужно учиться. Получается не с первого раза, но именно это нужно суметь сделать, потому что, не простив друг другу, оставив яд обиды и злобы в своём сердце, мы делаем бессмысленными все дальнейшие подвиги поста и молитвы, которые предлежат нам в эти святые дни. Пост тогда превращается в лицемерие, не угодное Богу, потому что слова Господа о том, что и Он не сможет простить нам, если мы не простим своих ближних, будут стоять стеной между нами и благодатью Божией.

Когда мы сейчас будем пытаться этот шаг сделать и вспоминать тех, кого мы обидели и кто обидел нас, наши привычки будут противиться этому. Нам будет легче попросить прощения и простить формально, неискренне или каким-то таким способом, который облегчит нам эту задачу, чем по-честному и по-настоящему.

Для того, чтобы было легче это делать, нужно попытаться вспомнить не только плохое, что сделал нам человек, но и хорошее, что мы тоже видели от него в жизни, потому что обычно наша память услужливо подсказывает нам только плохое, а хорошее мы очень быстро забываем. Мы должны подумать и о том, что прощение нужно не только тому человеку, которого мы прощаем, но и нам самим, потому что актом прощения мы, во-первых, уподобляемся Самому Богу, а во-вторых, расстаёмся с той внутренней отравой, которая делает нашу жизнь недоброй.

Нужно помнить и о том, что это великий дар от Бога каждому из нас — исправлять те ошибки, которые мы совершаем в отношениях друг с другом. Люди очень часто ошибаются и причиняют друг другу боль и страдание. И если бы не было взаимного прощения, взаимного желания друг друга пожалеть и помочь, наша жизнь превратилась бы в ад. Не дай Бог оказаться среди тех, кто никогда никому ничего не прощает и самому стать человеком, который никогда никому и ничего не прощает или делает это лицемерно, не от души и не от сердца.

Я всех ещё раз поздравляю с наступлением великих дней Святой Четыредесятницы! Дай Бог, чтобы, приближаясь к празднику Пасхи, когда мы будем сравнивать новых себя с самими собой, которыми мы были прежде, мы нашли в себе благие, добрые изменения и смогли поблагодарить Бога, без помощи Которого никакие перемены в нашей жизни невозможны, и с радостью встретили великий праздник Пасхи Христовой. Желаю вам помощи Божией и призываю на всех вас Божие благословение!

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100