Официальный сайт

29 апреля 2016 г.

Митрополит Митрофан: Любовь невозможно объяснить логикой

Чин погребения ПлащаницыВ вечер Великой Пятницы митрополит Горловский и Славянский Митрофан в сослужении духовенства города совершил утреню с чином Погребения Плащаницы в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. По окончании утрени владыка обратился к молящимся с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Поздравляю всех вас с Великой Субботой! Мы знаем, что после того, как Господь умер на Кресте, Его душа сошла во ад, чтобы там освободить всех праведников, разрушить его власть над родом человеческим. И тот крестный ход, который мы совершили вокруг храма с Плащаницей, на которой изображено снятое со Креста и положенное во гроб Тело Спасителя, как раз и знаменует то, что Господь ради спасения рода человеческого сошёл не только на землю, став человеком, но и туда, где пребывали все люди после своей смерти, потому что грех разделял человека с Богом.

Сегодня мы этот день празднуем, потому что знаем, что Господь победил грех и разрушил смерть. Мы знаем, что нет на земле такой силы, которая могла бы помешать человеку быть с Богом, если он этого захочет. Даже смерть не сильнее, хотя мы каждый день с ней встречаемся или слышим о ней. Если до сошествия Христа во ад, до Его смерти она была концом человеческой земной жизни без всякого продолжения, потому что душа человека сходила во ад, то с дня нынешнего это лишь переход из этой жизни в жизнь вечную. И поэтому сегодня для нас праздник и радость.

Для Бога нет ничего невозможного. Как из ничего Он создал мир Своим словом, от небытия к бытию приведя весь род человеческий и всю тварную природу, как управляет Он этой вселенной, так Он может из ничего после смерти, когда, казалось, тело истлело и жизнь человека прекратилась, вновь вернуть его к жизни. Так это было с праведным Лазарем. Так мы слышали сейчас в пророчестве Иезекииля, который видел поле сухих костей, и Господь спросил у него: «Сын человеческий! оживут ли кости сии?» — и он был свидетелем того, как эти кости, которые когда-то принадлежали людям, вновь становились людьми по слову Божию (Иез. 37:1-14).

Для Бога нет ничего невозможного. Но иногда мы всё равно предъявляем Ему претензии и говорим: «Если Ты такой всемогущий, если для Тебя нет ничего невозможного, если Ты даже победил смерть и можешь оживить мёртвого человека, почему же Ты не можешь остановить то зло, которое продолжает действовать в мире? Почему продолжают страдать невинные, погибать дети, люди, которые делают зло, благоденствовать, а те, кто творят добро — страдать и быть гонимыми? Разве Ты можешь это терпеть, если Ты есть на этом свете?» Так спрашивают многие люди. Многие задают этот вопрос Богу: «Где же Твоя сила? Где Твоё всемогущество?»

По сути, самый большой наш упрёк Богу — в том, что, сотворив нас, подарив нам жизнь и свободу, Он умалился перед нами. Перед волей каждого из нас Он отказался от Своего всемогущества. За это Ему больше всего от нас достаётся. За это мы больше всего на Него ропщем, из-за этого у нас больше всего к Нему претензий. Но Бог останавливает Свою волю для того, чтобы человек мог себя проявить и показать, какой он, каков его выбор, кем он хочет быть, какая его жизнь и какой он хочет видеть свою вечность.

С одной стороны — это возможность делать что хочешь, потому что Бог ни в чём нас не ограничивает, но, с другой стороны — это ответственность, потому что тебе дали выбрать самому. Тебя никто не заставлял жить так, как ты живёшь. Тебе никто не препятствовал делать то, что ты делаешь.

Этот дар свободы — величайший подарок Бога человеку. И настоящую свободу человек приобретает тогда, когда он следует за Христом, отказавшись от своей воли. Здесь есть удивительный парадокс, противоречие: для того, чтобы освободиться, нужно отдать свою свободу. Но мы, так или иначе, это делаем, даже не осознавая в какие-то моменты своей жизни, что мы свою волю и свою свободу отдаём — то ли каким-то привычкам, то ли мнимым идеям, которые занимают наши ум и сердце.

Лучше всего отдать свою свободу Тому, Кто может сделать нас подлинно свободными, то есть Христу, Богу, идя за Которым, мы освобождаемся от греха и обретаем свободу не делать того, чего не хотим. Мы обретаем свободу не грешить и делать добро тогда, когда мы захотим его делать, проявлять любовь тогда, когда её нужно проявить, даже если нам кажется, что, может быть, для этого не время и не место — так, как это делает Господь. Ведь Он даёт любовь всем, а не только тем, кто, как нам кажется, её заслуживает, потому что все Его дети — даже те, которые от Него отступили, воспользовались своей свободой неправильно, и даже те, которые делают зло.

Человеческая логика не может объяснить того, что произошло на Кресте. Почему Господь позволил Себя распять? Почему Он позволил смерти прикоснуться к Себе? Почему Он именно таким способом изволил спасти род человеческий? Почему разрешил рукам человек грешников прикоснуться к Себе и почему, будучи невинным, страдал? Может быть, можно было как-то по-другому? — задают себе люди вопрос.

Мы вместе с апостолом Павлом понимаем, что до сегодняшнего дня Крест — «для иудеев соблазн, для эллинов безумие» (1 Кор. 1:23). И для нас сегодня тоже он остаётся вопросом без ответа. Ответ на него абсолютно никак не связан с человеческой логикой: это любовь Божия. Она так проявляется. Если кто-то любит, он живёт не по логике. И это, наверное, самое трудное, что нам приходится понимать, когда мы стоим перед Крестом — тут нет логики.

Здесь не нужно строить какие-то логические построения и схемы. Здесь бесконечная жертвенная любовь к роду человеческому, к каждому из нас — к хорошим и плохим, правильным и неправильным. И это ответ на вопрос, что произошло на Кресте, и то, что Господь показывает каждому из нас. Он показывает, как Он нас любит, и учит нас так же любить.

Логика не всё может объяснить в этой жизни, и любовь логикой тоже объяснить невозможно. Поэтому мы преклоняем свои колена перед Крестом Господним. Эту любовь чувствует наше сердце. Мы понимаем, что здесь — настоящая правда. Если бы мы так любили друг друга, как Христос возлюбил нас, у нас была бы совсем другая жизнь. И, хотя разум и логика задают вопросы, сердце чувствует, что в этом — самая настоящая, глубокая и истинная правда, и что без этой правды вообще была бы невозможна жизнь на земле. И только благодаря тому, что мы знаем: такая любовь и такая правда есть, наша жизнь наполнена каким-то смыслом.

Дай Бог, чтобы мы слушали своё сердце и не боялись поступать по любви вопреки всякой логике, следовали за Христом и научились любить так, как Он любит каждого из нас. Я думаю, что именно об этом каждый из нас должен просить Бога, когда мы сейчас будем подходить к Святой Плащанице, на которой изображено умершее Тело Спасителя — чтобы Он научил нас любить Его и друг друга так, как Он возлюбил каждого из нас. Если мы научимся этому, всё остальное в жизни нам приложится и не повредит, а, наоборот, принесёт нам пользу, что бы ни произошло.

Поздравляю вас всех с Великой Субботой и с Великой Пятницей, которая уже завершается. Благодарю вас за совместную молитву. Божие благословение пусть пребудет со всеми вами!

 

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100