Официальный сайт

26 октября 2025 г.

Митрополит Митрофан: Нужно при любом выборе задавать себе вопрос: а Христос бы так поступил?

Празднование в честь Иверской иконы в ГорловкеВ Неделю 20-ю по Пятидесятнице, памяти святых отцев VII Вселенского Собора, и день прославления Иверского чудотворного образа Пресвятой Богородицы, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Николаевском храме посёлка Никитовка города Горловки. По окончании богослужения он обратился к молящимся с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с воскресным днём и праздником в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы, которая особенно почитается в этом храме. Здесь есть икона, привезённая со Святой Горы Афон, перед этой святыней совершаются неустанные молитвы. В сегодняшний день мы собрались здесь для того, чтобы вместе прославить Божию Матерь и попросить Её благословения и помощи для каждого из нас.

Когда я, ещё будучи подростком, впервые читал историю про Иверскую икону Божией Матери, я задавал себе вопрос: как можно было копьём ударить икону? Не мог понять, зачем это нужно было делать. А потом, когда из иконы пошла кровь и все это увидели, тоже было непонятно, зачем нужно было икону прятать и отпускать в море. Разве все люди не увидели, что это чудо Божие, не поняли, что так делать нельзя? Почему они не вразумились?

Но когда проходит время, когда приобретаешь жизненный опыт, тогда понимаешь, что всё так и было. Был воин, который ударил копьём и испугался, но остальных безумцев это не только не остановило, а заставило ещё больше проявлять свою злобу, чтобы доказать, что правы они. И вдовица была права, что она эту икону захотела спрятать и вручила её Промыслу Божию.

Сегодня многие люди задают вопрос: почему разрушаются храмы? Мы только на этой неделе три храма потеряли в Константиновке. Сначала Успенский храм сгорел полностью, потом преподобного Иова Почаевского — там двое постоянных прихожан на ступеньках были убиты. Разрушен храм князя Игоря Черниговского.

Если говорить о нашей Горловской епархии, то уже к 80 сейчас число разрушенных храмов подходит. Мирноград (Димитров) — там оба храма, Викторовский и Димитриевский, разрушены. В Доброполье та же самая история. В Золотом Колодце храма нет. В Артёмовске уже давно храмов нет, которые по двести лет простояли.

Я не только делал закладку многих из разрушенных храмов, но и освящал их, и не раз молился там с людьми, но теперь я понимаю, что их уже нет. А разве то, что сейчас происходит, — это не то же самое, что сделал воин с Иверской иконой, когда он ткнул в неё копьём? Этот воин был христианином, он боролся, по его мнению, с ересью, что иконы почитать нельзя, будучи при этом сам еретиком.

Мы, став взрослее, приобретя опыт, понимаем, что люди способны на любое безумство и могут очень сильно себя обманывать. А себя им обманывать нужно для того, чтобы чувствовать себя не злыми, а добрыми. Кто-то борется с Московским Патриархатом, с «московскими попами», их называют изменниками, «зрадныками» — поэтому можно их сажать в тюрьму, можно делать с ними всё, что хочешь. Кто-то, борясь за правду, думает, что и храм можно разрушить, ничего страшного в этом нет.

Но мы с вами должны задать себе один вопрос: а я сам не встал ли на эту дорогу и не на том ли пути нахожусь, где тоже можно вот такое безумство совершить и при этом думать, что я делаю что-то доброе? Евангелие нас предупреждает о том, что такое может с человеком случиться.

Господь Своим ученикам говорит, что наступят времена, когда те, кто будет их убивать, будут думать, что они службу приносят Богу, что они делают доброе дело, совершают что-то правильное. И нас должен интересовать вопрос, как сделать так, чтобы это безумие не поселилось в нашем сердце, в нашей душе, чтобы мы, думая, что мы делаем что-то хорошее, не совершали греха.

Единственный способ себя проверить — это всегда спрашивать себя, поступил ли бы так Христос. Представить себе, поступил бы так Христос или нет, человек, который не брал в руки Евангелие, не может.

Часто люди знакомятся с заповедями Божиими, с Евангелием уже тогда, когда они взрослые, когда им стало скучно или страшно, когда в их жизни что-то случилось. Мне приходилось беседовать со многими взрослыми людьми, которые ни разу в своей жизни Евангелие не читали или не читали его до конца, но при этом они считают, что они христиане. Вполне искренне говорят: «Да, мы крещены, мы верующие». — «Евангелие читал?» — «Нет, не читал».

А как человек может себя представить на месте Христа, если он не слышал Нагорную проповедь, если он Евангелие знает отрывками из пересказов других людей, но сам ни разу не нашёл времени его прочитать?

Прочитав Евангелие и попытавшись понять, каким был Христос и что Он говорил людям, чему Он их учил, мы можем каждый раз, когда нужно принять решение, задать себе вопрос: а Христос бы так поступил?

Ругаешься с соседом? Спроси, а Христос бы сейчас, если бы Он стоял на этом месте, какие слова говорил? Пришла мысль получить какую-то выгоду за счёт других людей — можно это словом «украсть» назвать, но это бывает и не так очевидно, — спроси: а Христос бы как поступил на моём месте?

Пришла мысль или случились обстоятельства, когда нужно сделать выбор — представь, что здесь был бы Христос, и вспомни Евангелие. Это единственный способ, как научиться не пускать грех в свою жизнь, не пускать зло в своё сердце.

Если не проверять свою жизнь Евангелием, если так себя постоянно не спрашивать, то может наступить момент, когда ты будешь считать себя верующим человеком, христианином — и при этом делать зло, но совершенно искренне будешь верить, что это угодно Богу, и тебя не будет мучить совесть. Такое происходит, мы это видим.

Нам сегодня говорят: а как верующие люди могут убивать друг друга, как верующие люди могут разрушать храмы? Они же считают себя христианами. А давайте посмотрим на Иверскую икону Божией Матери, из которой течёт кровь, в которую копьём ткнули. Это же тоже сделал человек, который считал себя верующим.

Такое происходит в каждом поколении — ровно тогда, когда люди начинают строить свою жизнь не вокруг Бога, не вокруг слова Божия, а вокруг чего угодно другого. А Бог — это так вот, попросил у Него, чего тебе нужно, а потом сразу же про Него забыл. Таким «христианам» никакого труда не составит совершить какое-то зло и при этом продолжать считать себя христианами. Христианином человек становится, когда он спрашивает свою совесть, угодно ли то или иное Богу, поступил бы так Христос в том или ином случае или нет.

Истину победить невозможно. Можно разрушить стены, можно разрушить купола, но невозможно победить Церковь, потому что Церковь существовала до того, как эти храмы были построены, и будет существовать после того, как уже и наше поколение перестанет жить на этой земле и всё, что с нами сегодня происходит, будут описывать в книгах историки, и уже не будет этому живых свидетелей.

Нам с вами важно отвечать на другие вопросы. Остаёмся ли мы верными Христу? Следуем ли мы Его заповедям? Живём ли мы по Его воле? Исполняем ли мы Его слово? Семя — слово Божие — уже посеяно в сердце каждого из нас, и только от нас сегодня зависит, чем будет наше сердце: вытоптанной дорогой, зарослями терний или доброй землёй, которая приносит плод в тридцать, шестьдесят и сто крат.

Дай Бог, чтобы мы с вами были этой доброй землёй, чтобы те плевелы, которые сеет враг — злые мысли, злые желания, — мы с помощью Божией могли отделять от семени, чтобы не давали злу поселиться в своём сердце, особенно под видом добра — кого-то не желая простить, кому-то желая зла, к кому-то относясь не как к образу и подобию Божию, не как к человеку, а как к тому, кого мы имеем право ненавидеть и убивать, потому что нас самих обидели.

Матерь Божия всегда с теми, кто следует за Христом. Её покров всегда с теми, кто любит Её Сына. Пусть так и будет с каждым из нас. Всех вас с праздником поздравляю! Храни вас всех Господь!

Цитата дня

«

За всё, что бы ни выстрадал христианин, отягощаемый бедами, скорбями, возглашай: «Благодарение Богу!»

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100