Официальный сайт

15 января 2019 г.

Митрополит Митрофан: Счастливым может быть только тот, в чьём сердце есть любовь

Митрополит Горловский и Славянский МитрофанВ день памяти преподобного Серафима, Саровского чудотворца, митрополит Горловский и Славянский Митрофан и епископ Добропольский Спиридон, викарий Горловской епархии, в сослужении многочисленного духовенства совершили Божественную литургию в Серафимовском храме Славянска. После богослужения правящий архиерей обратился к молящимся с архипастырским словом.

В эти святые дни мы в своём сердце и душе обновляем память о Рождестве Христовом и таинственным образом принимаем участие в этом событии. Что я имею в виду, когда говорю «таинственным образом»? Мы понимаем, что Бог находится вне времени. Человек зависит от времени, в нём живёт, от него отталкивается. Есть рождение, молодость, взрослая жизнь, старость. Что-то можно успеть, а что-то — нет. Бог находится за пределами времени, оно Ему подвластно. У Бога нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего — Он всё видит и воспринимает как единое целое.

Нам кажется, что от Рождества Христова нас отдаляет две тысячи лет, но находясь в храме, мы участвуем в богослужении, и через это как бы приподнимаем занавесу времени и оказываемся в том же Вифлееме, у тех же яслей, рядом с теми же волхвами и пастухами — и перед Тем же Спасителем мира, Сыном Божиим, Который пришёл ради нашего спасения.

Те, кто узнал в родившемся Младенце Сына Божия, возрадовались неизреченной радостью. Ликовали пастухи, которые пришли к Нему поклониться, торжествовали волхвы, прибывшие издалека за светом Вифлеемской звезды. Эту радость ощутили праведные Симеон Богоприимец и Анна Пророчица, когда узнали, что исполняется их пророчество и приходит конец времени их ожидания. Эту радость ощущали все, кто мог своё сердце открыть навстречу Христу.

Ещё большую радость эти люди почувствовали тогда, когда Господь воскрес из мертвых. Апостолы пошли по всей земле, чтобы проповедовать о пришедшем в мир и воскресшем из мертвых Христе Спасителе. Христиане воспринимали эту весть как призыв переменить всё, что есть в их жизни, как возможность начать жить и относиться ко всему, что с ними происходит, по-другому. Радость стала главным содержанием этой новой жизни. Радостные христиане, которые не боялись никаких испытаний и рядом с которыми было хорошо, стали необыкновенным явлением, которое привлекало к себе внимание. К их радости хотелось стать причастным.

С тех благословенных времён прошло две тысячи лет. Церковь выросла, многое в её жизни изменилось. У христиан появились традиции, обычаи, обряды, праздники. У Церкви появилась история. Появились и болезни, с которыми приходилось бороться и преодолевать их, чтобы они не поглотили собой Церковь Христову и не исказили евангельское учение. На этом историческом пути многое пришлось пережить, много раз ошибаться, снова и снова падать и вставать. Но Господь всегда был со Своей Церковью — с теми, кто исповедовал Его Сыном Божиим и Богом, кто искал этого света и радости. Господь никогда не оставлял Своё малое стадо, которому Он сказал: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).

Благая весть, те истины, о которых свидетельствовал Христос, придя в мир, и которым призывает нас соответствовать, столкнулись с человеческим неверием, гордыней, легкомыслием, злобой и неблагодарностью. Сколько раз так происходило и происходит сейчас, когда от великого дара — общения с Богом, спасения души — люди отказываются! Бывает, люди искажают то, что было сказано Христом, толкуют Его по-своему, и в итоге учения Христова становится не видно за правилами и обрядами.

Со временем в Церкви появились каноны — правила, по которым мы живём. О них сейчас спорят, забывая, что появлялись они как крепость, как ограда, находясь в которой, христиане могли противостоять греху, лжеучениям, ложным представлениям о Боге и духовной жизни. Каноны не должны стать стенами, которые мы строим, чтобы оказаться внутри них как в тюрьме — без радости, без надежды, без любви и без веры. Так происходит, когда мы забываем о самом главном: что Бог на землю принёс радость и любовь, и Его последователи должны научиться принимать эту радость и неси в мир эту любовь своими делами и своей жизнью.

Христианская община должна отличаться от любых других собраний и обществ тем, что её связующее звено — любовь, которая удивляет каждого, кто соприкасается с этой общиной, до такой степени, что у него возникает желание присоединиться к ней.

Мы сегодня очень многое потеряли. Слова Серафима Саровского о радости, которыми он приветствовал всякого приходящего к нему, стали для нас далёкими и непонятными. Мы оградили себя различными сомнениями, утверждениями, правилами, законами, но за ними потеряли ту суть, которая должна делать нас непохожими на всех остальных: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой» (Ин.13:35).

Мы гораздо больше внимания уделяем внешним правилам: на какой подсвечник поставил свечку и как перекрестился, что правильно или неправильно сделал, взял или не взял благословление, но совсем не обращаем внимания на то, что мы на кого-то излили яд своего раздражения или гнева, кого-то обидели, кому-то сделали плохо. Это происходит как бы между прочим, само собой. Сегодня мы видим, какие жаркие споры разгораются вокруг того, кто лучше каноны знает и кто правильнее их толкует. Этот спор вышел за пределы одного прихода и даже одного государства, он сегодня стоит на общецерковной повестке.

Если мы не вспомним Евангелие, не вспомним заповедь о любви друг к другу, о взаимном прощении, о любви к врагам, если мы не сможем сами свою жизнь наполнить радостью от служения Богу и друг другу, то никакие каноны счастливыми нас не сделают. Никто не может сказать: «Я счастлив, потому что я правильно соблюдаю каноны». Счастливым может быть только тот человек, в сердце которого есть любовь, который эту любовь воспринял от Бога и способен передать её другому. Тогда каноны, которые соединены с этим неразрывным образом, становятся тем ориентиром, мерилом и правилом, глядя на которое, человек находит выход из самых сложных жизненных ситуаций. Но когда каноны вместо любви, когда правила вместо того, чтобы хотя бы с уважением относиться друг к другу, когда закон человеческий вместо закона Евангелия, даже с канонами мы можем перестать быть Церковью.

Мы ученики Христовы только тогда, когда мы радуемся тому, что получили от Бога, и этой радостью делимся с другими. Дай Бог, чтобы это было отличительной чертой каждого, кто носит святое имя христианина. Пусть нам в этом поможет благословенный пример великого угодника Божия — преподобного Серафима Саровского, который с любовью и радостью встречал всякого приходившего к нему, в каждом видел образ Божий, каждому был готов поклониться до земли и приветствовал пасхальным приветствием: «Христос воскресе, радость моя!» Пусть этот образ будет перед нашими глазами как пример того, каким должен быть каждый из нас.

Я всех вас от души поздравляю с престольным днём — памятью преподобного Серафима Саровского. Пусть мир, радость и любовь всегда пребывают в ваших сердцах и никогда их не оставляют! Храни вас всех Господь!

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100