Официальный сайт

03 апреля 2021 г.

Митрополит Митрофан совершил литургию в храме Рождества Богородицы города Краматорск

Освящение антиминсов в храме Рождества Богородицы КраматорскаВ поминальную субботу третьей седмицы Великого поста митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в храме Рождества Богородицы города Краматорск. Ему сослужили епископ Добропольский Спиридон, викарий Горловской епархии, секретарь епархии протоиерей Владимир Туренко, благочинные Бахмутского округа протоиерей Сергий Дворянов, Дружковского округа протоиерей Николай Мельничук, Богоявленского округа в Горловке протоиерей Сергий Книгницкий, Иово-Почаевского и Торецкого округов протоиерей Вадим Ильчук, Николаевского округа в Константиновке протоиерей Андрей Чичеринда, Александро-Невского и Лиманского округов архимандрит Паисий (Шинкарёв), Александровского округа протоиерей Роман Чепель, настоятель Троицкого собора Краматорска протоиерей Иоанн Устименко, настоятель храма Рождества Богородицы протоиерей Вячеслав Бачериков и настоятель храма Святого Духа города Славянска протоиерей Олег Хижняков.

Перед началом литургии был совершён чин освящения антиминсов для новых храмов.

По запричастном стихе с проповедью на евангельское чтение о призвании мытаря к прихожанам обратился архимандрит Паисий (Шинкарёв). Он рассказал о том, почему человек никогда не будет в этом мире одинок:

«Тяжело человеку одному, невозможно. Мы знаем это с вами по Писанию, по словам Самого Бога: Не хорошо быть человеку одному (Быт. 2:18). Человек часто остаётся один, никому не нужный, брошенный, как бы на обочине жизни. Никто на него уже не смотрит как на друга, как на брата, никто руки не подаст. Но сегодняшнее евангельское чтение показывает, что Бог всегда протягивает нам руку. Бог никогда не отворачивается от человека, и эта встреча с Богом меняет в корне его жизнь».

По окончании богослужения митрополит Митрофан обратился к горожанам с архипастырским словом, в котором напомнил о том, что пост — это учитель жизни:

«Пост учит нас отличать то, что нам действительно нужно, от того, чего мы просто хотим. Если не иметь этого понимания, то очень трудно потом понять какие-то более сложные вещи, с которыми мы сталкиваемся. Нам кажется, что то, чего нам хочется, и есть та полнота реальности, вне которой мы не существуем. Научившись воздержанию, мы начинаем этот навык применять и в других областях жизни».

 

Фото протодиакона Михаила Ильчука

АнтиминсАнтиминс (с греческого — «вместопрестолие) — шёлковый или льняной плат, на котором совершается литургия. В древней христианской Церкви таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову совершали в катакомбах, прячась там от гонителей. Катакомбы представляли собой подземную цепь усыпальниц — склепов, где римляне хоронили своих умерших. В поисках самого святого места, на котором было бы достойно служить литургию, христиане остановились на усыпальницах мучеников за веру, которых в ту эпоху были сотни тысяч. Именно на мощах замученных за Христа происходило таинство.

Эту традицию Церковь сохранила и впоследствии. Выйдя из катакомб и построив храмы, христиане стали вкладывать мощи святых мучеников в каменные и деревянные престолы. Вскоре началась эпоха войн: многовековая Римская империя пошатнулась. Исламские и языческие завоеватели разрушали города и храмы, оскверняли престолы. У христиан не было времени и возможности унести из храма тяжёлый престол со святыней. Тогда мощи святых мучеников в виде маленьких частичек стали зашивать в шёлковый плат. Он и получил название антиминса.

На плате изображают положение во Гроб Христа, а также орудия распятия и четырёх евангелистов — он символизирует погребальные пелены Христовы и место, где совершилось Воскресение. По размеру плат обычно небольшой — примерно 60×40 см. Он разворачивается только в определённый момент богослужения, и на него ставятся сосуды с освящаемыми Дарами. В остальное время он хранится на престоле в другом плате — илитоне.

Без антиминса даже на освящённом престоле литургию совершать нельзя. Каждый антиминс освящает архиерей. Он вкладывает внутрь плата святые мощи и помазывает его святым миром. Этот редкий чин (ведь храмов в каждой епархии не так много) совершается перед литургией. После освящения антиминс имеет подпись архиерея, который его освящал, а также надписание, для какого храма он предназначен. Это делается для того, чтобы никто не совершал литургию самовольно, особенно в условиях распространившихся ересей и расколов: даже если кто-то захочет построить свой собственный храм, не имея апостольского преемства и благословения архиерея, литургию он совершить там не сможет.

Также антиминс берут с собой священники для того, чтобы совершить таинство Евхаристии в местах, где нет храма — в больницах и тюрьмах, в тайге и пустынях. На переносном антиминсе, не имея престола и подчас даже сводов церкви, служат общины, которые пока не построили храм. В этих случаях он действительно заменяет престол, соответствуя своему названию.

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100