Официальный сайт

26 февраля 2023 г.

Митрополит Митрофан совершил литургию в Неделю сыропустную

Воспоминание Адамова изгнанияВ Прощёное воскресенье, воспоминания Адамова изгнания, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики соборного храма.

Богослужебные песнопения исполнили хор собора под руководством протодиакона Максима Дворянова, молодёжный архиерейский хор под руководством Ольги Ильчук и детский хор соборного храма под руководством Татьяны Щевелевой.

По запричастном стихе с проповедью к молящимся обратился архимандрит Агафодор (Поляков). Он рассказал о значении Прощёного воскресенья:

«Без мира с теми, кто нас окружает, мы не можем восстановить мир с Богом. Если мы не можем примириться с теми, кто не находится с нами круглосуточно, как мы можем быть в гармонии с Тем, Кто Всеобъемлющ, Вездесущ и постоянно находится рядом, с Тем, с Кем мы призваны быть в вечности?»

По окончании богослужения митрополит Митрофан обратился к горожанам с архипастырским словом. Он отметил, что главная суть наступающего Великого поста — сделать свою душу родной Богу:

«Сегодня Святая Церковь напоминает нам о том, что мы, люди, — очень сложные и непростые существа. С одной стороны, мы похожи на всё то, что имеет отношение к животному миру. Нам хочется есть, пить, отдыхать, наслаждаться, испытывать чувство превосходства над другими, доминировать, быть лучше окружающих, получать от этого радость и удовольствие. Но есть в человеке и другое начало — дух, который делает его родным Богу, поднимает к небу. Он нас заставляет не обращать внимания на то, что в нас есть животного, и воспитывать в себе то, что делает нас по-настоящему людьми — любовь, самопожертвование, мир, доброту.

Всю жизнь внутри человеческой личности между этими двумя началами происходит борьба. Человек раздваивается внутри, с ним иногда происходит то, что очень ярко описал апостол Павел: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7:19-24).

Кому мы служим? Богу и тому духу внутри нас, который делает нас Ему родными, или плоти — похоти очес, похоти плоти и гордости житейской (1 Ин. 2:16), — которая уподобляет нас животным и отвращает от Бога? Отвечая на этот вопрос, мы и определяем, кто мы: люди или звери.

Сегодня время, когда служение духу, служение Богу — редкое явление. Такого человека удаётся встретить одного среди сотен, а может быть, и тысяч людей. Служение страстям, похоти, плоти стало повседневным и общепринятым. Но страсти человеческие, которым мы служим и которые должны нам приносить радость, удовольствие и облегчение, на самом деле делают людей своими рабами. Они порабощают человеческую природу, искажают человеческую сущность и сам замысел Бога о человеке. Они всегда, во все времена становятся источником вражды людей друг с другом.

Человек, который служит своим страстям и похотям, не друг никому. Он даже самому себе враг. И чем больше он хочет свои страсти и похоти удовлетворять, будь то плотские низменные или связанные с гордыней, тщеславием, превозношением над другими, тем больше он становится рабом этих страстей, тем больше он теряет свободу и тем больше вражды и ненависти распространяет вокруг себя.

Церковь в сегодняшний день, когда мы уже стоим в преддверии Святой Четыредесятницы, предлагает нам вступить в борьбу с этим ветхим греховным человеком, со своими страстями и похотями, со всем тем, что делает нас несвободными и лишает нас человеческого образа и подобия Божия. Предлагает нам не бояться этой борьбы и надеяться не только на свои силы, но и на всемогущую помощь Божию. Эта борьба — выход из положения, и в ней нельзя сдаваться. Даже если ты проиграл один, второй, третий, пятый раз и тебя победили эти страсти, всё равно нужно прийти к Богу, вернуться к Нему, попросить прощения и продолжать бороться с ними дальше. Если страсти победят окончательно, то мы не узнаем в своей жизни того, что делает нас родными Богу, что приносит нам настоящую радость, что испытывали люди в раю, когда не были рабами греха. В этой борьбе нельзя проиграть, потому что она идёт за душу, за спасение и за вечность. И именно к этой борьбе призывает нас Церковь в дни Святой Четыредесятницы.

Помощи Божией вам в том, чтобы бороться, не сдаваться, трудиться, чтобы всё то, что апостол называет похоть плоти, похоть очес и гордость житейская, с помощью Божией постепенно удалялось из нашей жизни, а любовь, доброта, мир, доверие и любовь к Богу и друг другу становились присущими нам и распространялись вокруг нас».

 

Изгнание из раяВ последнее воскресенье перед Великим постом Церковь вспоминает день, когда совершилось грехопадение человечества. Каждый человек в своей жизни рано или поздно, явно или неосознанно чувствует тоску по раю и общению с Богом, которых мы лишились из-за грехопадения. Напоминая историю изгнания Адама и Евы из рая, Святая Церковь говорит нам о том, что у каждого из нас есть надежда вернуться в объятия Небесного Отца и обрести потерянное Царство Небесное. Чтобы помочь нам в этом, она предлагает облечься в покаяние и пройти путь Великого поста.

Как и в две прошедшие подготовительные недели, на утрени поётся особо трогательный 136 псалом, который начинается словами «На реках вавилонских». Этот плач человеческой души по утраченной святыне — Иерусалимскому храму, которого лишились евреи, уведённые в вавилонский плен, — призван пробудить и в нас покаянное чувство и мысли о возвращении в наше Отечество — потерянное Царство Божие внутри нас.

Это то, что объединяет смысл подготовительных Недель — о блудном сыне, о Страшном суде и воспоминания Адамова изгнания из рая. Неслучайно историю о самой трагичной нашей потере — утрате человеком рая — Церковь предлагает нам вспомнить в последний день перед началом Поста.

Пост начинается завтра. Время до наступления радости Светлого Христова Воскресенья христиане посвятят молитве, телесному воздержанию, покаянию в совершённых грехах и добрым делам, стараясь как можно чаще бывать в храме, где только раз в году совершаются особо трогательные великопостные богослужения, наполненные покаянными молитвами. Так, начиная с понедельника, на протяжении четырёх дней в храмах за вечерней службой будет читаться великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Перед началом этого покаянного пути обязательно нужно примириться со своими ближними. Православные христиане испрашивают друг у друга прощения на особом чине, который совершится в вечер воскресенья после вечернего богослужения.

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100