12 января 2025 г.
Митрополит Митрофан совершил литургию в Покровском храме прифронтового посёлка Зайцево
В Неделю по Рождестве Христовом, праведных Давида царя, Иосифа Обручника и Иакова, брата Господня, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Покровском храме посёлка Зайцево города Горловки. Ему сослужили секретарь епархии протоиерей Владимир Туренко, благочинный Богоявленского округа в Горловке протоиерей Сергий Книгницкий, клирик Богоявленского кафедрального собора архимандрит Агафодор (Поляков) и настоятель прихода протоиерей Николай Марковский.
За богослужением пел хор Николаевского архиерейского собора Горловки.
По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился архимандрит Агафодор (Поляков). Он призвал христиан в дни Рождества открыть свои сердца для доброты и заботы о ближних:
«Если мы хотим, чтобы в этом мире было больше любви, доброты, понимания и заботы, мы призваны прежде всего открыть для них своё сердце. Та любовь Божия, которая в эти дни пришла в мир, остаётся с нами навсегда, если мы открываем наше сердце Богу и делимся всем самым добрым с нашими ближними».
По окончании литургии митрополит Митрофан обратился к прихожанам с архипастырским словом, в котором поздравил всех присутствующих с праздником Рождества Христова и напомнил о том, что подлинное следование за Христом начинается не с попыток изменить этот мир, а с нравственных перемен в самом себе:
«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, отец настоятель, дорогие братья и сестры, поздравляю вас со светлым праздником Рождества Христова!
Продолжаются святые дни, именуемые в народе святками. Мы сегодня празднуем Неделю по Рождестве Христовом, и я сегодня в этот день вместе с вами здесь, в этом храме, рад совершить Божественную литургию, причаститься Святых Тела и Крови Христовых.
Святитель Афанасий Великий сказал очень значимые слова: „Бог стал Человеком для того, чтобы человек стал богом“. Это ответ на вопрос, для чего Христу понадобилось рождаться в вифлеемской пещере. Бог любит Своё творение. Бог любит человека безмерно — так, как невозможно объяснить словами и выразить чувствами.
Человек, будучи существом свободным, для того, чтобы вполне насладиться этим даром Божественной любви, должен тоже научиться любить Бога. Можно ли научиться любить насильно? Можно ли заставить кого-то любить? Разве это будет та истинная, подлинная любовь, которая заставляет гореть сердце и делает человека счастливым?
Господь, избирая трудный, непростой, но единственно верный путь, становясь Человеком и показывая нам Свою любовь, открывает нам дорогу к тому, чтобы мы тоже стали настоящими людьми через победу над грехом, над своим эгоизмом и себялюбием, над своими страстями.
Большинство людей абсолютно уверены в том, что им не в чем меняться, что у них и так всё хорошо. Если послушать бытовые разговоры, то, как правило, виноваты все остальные: правительство, соседи, какие-то службы, которые не то сделали или не так, виноваты дети, муж или жена — да кто угодно, не важно, о чём идёт речь, главное, что сам человек никогда не виноват. Очень редко можно услышать, когда человек скажет: „Я сам был неправ, я виноват в том, что в моей жизни происходит так“. Абсолютная уверенность в своей правоте — это та стена, которая разделяет не только человека и Бога, но и людей между собой.
Человеку очень трудно заглянуть вглубь самого себя и осознать, что силы и энергию нужно направлять не вовне, а внутрь. Доходит это до немногих — и даже если доходит, нам настолько тяжело менять самих себя, что мы очень быстро сдаёмся, бросаем это дело и возвращаемся в привычную жизнь. Но именно этот трудный путь перемены самого себя, борьбы с самим собой, а не с окружающими, и есть настоящее следование за Христом. Это и есть то, что по-настоящему меняет нас, наши отношения с Богом — и делает нас счастливыми.
Многие века и многие поколения те, кто избирали этот путь, были меньшинством. Этот путь назывался тесным и узким, он назывался отвержением самого себя, несением креста, следованием за Христом. Но только этот путь, каким бы тяжёлым и трудным он ни выглядел вначале — потому что очень тяжело в чём-то себя признать неправым, увидеть то, что в себе нужно менять, — приводит к подлинному блаженству и настоящему счастью.
Празднуя Рождество Христово, мы можем по-разному отнестись к этим дням. Мы можем пройтись по поверхности и увидеть ёлку, подарки, колядки, гирлянды, встречи с друзьями, праздничные обеды и ужины. Но найдётся и тот, кто задаст себе главный вопрос: а для чего всё это? Почему таким сложным и трудным путём Богу пришлось пройти? И почему Он зовёт нас вслед за собой пройти этой дорогой? Те, кто начнёт эти вопросы себе задавать, кто в ответ на эти вопросы начнёт смотреть на самих себя и искать, что изменить в первую очередь в себе, а не в окружающих, и будут людьми, которые по-настоящему поняли, для чего пришёл Христос и почему мы празднуем Рождество.
Я всех вас поздравляю с праздником! Как бы трудно ни было заглядывать в самих себя и как бы трудно ни было меняться самим, не пытаясь при этом менять других, именно по этой дороге нам с вами нужно научиться идти. Именно эта дорога спасительна и именно для того, чтобы мы по ней пошли, Христос родился в сложное время, в непростом мире, наполненном хаосом, злобой, ненавистью. Именно поэтому Ему пришлось после рождения в пещере для скота ещё и бежать в Египет от тех, кто хотел Его убить. Может ли младенец кому-то зло принести? Но Его хотели убить уже в младенческом возрасте, чтобы не потерять ту власть, ради которой живут многие, те временные блага и удовольствия, которые ослепляют человека, но которые всё равно забирает смерть.
Мы христиане, и каждое поколение христиан призвано идти по этой дороге и видеть, ради чего Христос пришёл в этот мир. Помоги, Господи, всем нам по этой дороге идти, никогда не унывать, благодарить Бога за всё, что происходит, и помнить, что никакие внешние обстоятельства на самом деле, если мы по-настоящему следуем за Христом, не могут быть значимыми. Значимо только то, что мы делаем, и тот выбор, за которым мы следуем всей своей жизнью.
Пусть Господь помогает каждому из нас! Крепкой веры, любви — и Божие благословение пусть пребудет с вами!»
После службы хор Николаевского архиерейского собора исполнил колядки. Всем присутствовавшим в храме владыка вручил рождественские подарки.
Как и в Неделю святых отец, которая идёт перед Рождеством, в этот день вспоминаются святые предки Господа Иисуса Христа по плоти — праведный Иосиф Обручник, Иаков, брат Господень, а также святой царь и псалмопевец Давид.
Царь Давид — предок Девы Марии, происходящий из колена Иуды. О рождении Христа из царского рода Давида предсказывали многие пророчества Ветхого Завета:
Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое (Быт. 49:10-11).
Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это (Ис. 9:6-7).
И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (Ис. 11:1-2).
О воцарении потомка Давида в вечном Царстве говорят многие псалмы.
О простом пастухе из Вифлеема Давиде, победившем великана Голиафа в бою с филистимлянами, а затем ставшем израильским царём, повествуют книги Царств и Хроник (Паралипоменон). Царь Давид составил 78 псалмов. Он перенёс скинию и Ковчег Завета в основанную им столицу — Иерусалим — и учредил порядок богослужений и пения псалмов при совершении жертв. Его мечтой было построить величественный храм Богу, однако эту мечту царя и псалмопевца исполнил лишь его сын — царь Соломон.
Иосиф Обручник также происходил из рода царя Давида. Будучи родом из колена Иуды, он, тем не менее, жил не в Иудее, а в Назарете, бедном городке на берегу Галилейского моря, где был плотником. Он был престарелым вдовцом. От брака с первой супругой Соломонией у него было шестеро уже взрослых детей: четыре сына и две дочери.
Иосиф взял в обручение юную Деву Марию, будущую Матерь Спасителя, как не пожелавшую вступать в брак, и стал хранителем Её девства. В те времена закон запрещал женщине жить одной: чтобы обладать какими-то правами, она юридически должна была иметь мужа или быть вдовой — тогда после смерти супруга она имела право распоряжаться его имуществом, до тех пор, пока оно не переходило к выросшему сыну. Мария помогала Иосифу в ведении хозяйства: пожилому человеку сложно было самому справляться с домашними делами.
Евангелия заканчивают упоминать об Иосифе Обручнике после эпизода с оставлением двенадцатилетнего Иисуса в Иерусалимском храме, где Он поучал фарисеев. Предание говорит о том, что престарелый Иосиф скончался вскоре после двенадцатилетия Иисуса, в возрасте около ста лет.
Святой апостол Иаков, брат Господень, был сыном праведного Иосифа Обручника от его первого брака с Соломонией. Согласно преданию, он сопровождал святое семейство во время бегства в Египет и оставался там вместе с Богомладенцем Иисусом, Девой Марией и Иосифом, служа им, а затем с ними вернулся в Иудею.
Тем не менее, во время земной жизни Спасителя он так и не смог поверить в то, что Иисус — обещанный Мессия. Лишь после Воскресения Христа он становится пламенным проповедником, а позже — первым епископом Церкви Христовой в Иерусалиме.
В отличие от Иакова Зеведеева, брата Иоанна Богослова, и Иакова Алфеева, вошедших в число двенадцати апостолов, он причислен к апостолам от 70-ти, то есть к ученикам святых апостолов. Как и многие другие ученики Христовы, он окончил свою жизнь мученической смертью — был сброшен иудеями с крыла Иерусалимского храма и побит камнями около 62 года.
Большинство библеистов признают Иакова автором Послания Иакова, входящего в состав Нового Завета. Он также составитель литургии апостола Иакова, которая до сих пор совершается в в некоторых Православных Церквях и некоторых епархиях Русской Православной Церкви один или несколько раз в год — 5 ноября, в день памяти апостола Иакова, а также 8 и 17 января.