Официальный сайт

Мария Цырлина

Мудрость царей: Екклесиаст

ЕкклесиастПосле книги Иова это самая пессимистичная книга Ветхого Завета. Что случится, если человек достигнет всего, чего желал, и перестанет мечтать? Сможет ли он найти смысл своей жизни? А если предел человеческим мечтам положит смерть? Для чего мы живём, если всё равно умираем? Автор Екклесиаста находит выход из тупика, из которого не смог выйти ни один греческий философ, что превращает её из книги жалоб в книгу утешения.

 

Трагедия олигарха

Екклесиаст значит «собиратель». Древнееврейское название книги kohelet — женского рода. Оно означает «собрание, сборник» мудрых изречений. Она написана от имени «сына Давидова, царя в Иерусалиме» — то есть премудрого Соломона. Основные идеи этой книги очень схожи с древнегреческой философией V века до н.э. — учением Гераклита о цикличности мира, скептицизмом и гедонизмом. Из-за этого ряд исследователей считает её поздним произведением, приписываемом Соломону (который жил в Х веке до н.э.).

Так или иначе, в книге предстаёт его образ: это богатый и пресытившийся благами пожилой человек. Всю жизнь он чего-то достигал, что-то строил и планировал, но в итоге пришёл к осознанию, что всё было напрасно.

Подобные истории о богатых людях мы часто читаем с соцсетях и слышим из телепередач. Кто-то пускает накопленное состояние на благотворительность, становится даун-шифтером и поселяется на необитаемом острове, кто-то, не найдя цели в жизни, заканчивает самоубийством. До какого-то момента у всех этих людей есть мечты и планы, они стремятся ещё больше обогатиться, чтобы реализовать их. Со временем их затеи, как и они сами, становятся всё более причудливыми и эпатажными. Они спешат попробовать всё, воплотить в жизнь любые задумки, и в итоге приходят к тому же выводу, что и царь Соломон. Богатые мира сего недоумевают, зачем это всё им было нужно.

Обычный человек небольшого достатка может всю жизнь стремиться к какой-то мечте, и так и не достичь её. Если спросить его, для чего он живёт в этом мире, он укажет на свою мечту или какие-то ближайшие цели. Кто-то живёт ради близких или доброго дела, которое кажется ему очень важным. Но представьте себе человека, для которого понятия мечты не существует: всё, что он задумал, тут же становится реальностью. Хочет ли он помочь кому-то — по щелчку пальцев любое количество людей в один миг будет облагодетельствовано. В старости лет он уже не может жить ради любимых, потому что потерял их.

Представьте человека, оставшегося один на один с этим миром, которого уже не радуют роскошь и богатство, потому что они не могут заслонить тех ужасов, которые он увидел и пережил в своей жизни. Достигший пределов человеческой мечты и лишённый возможности мечтать олигарх, библейский царь Соломон с вершины славы, величия и сказочного богатства заявляет, что всё это не имеет никакого смысла.

 

Известные цитаты Екклесиаста

Цитаты и парафразы из книги Екклесиаст стали афоризмами:

Суета сует и всё суета.

Нет ничего нового под солнцем.

Всему своё время.

Время разбрасывать камни и время собирать камни.

Всё возвращается на круги своя.

Доброе имя лучше богатства.

Конец дела лучше начала.

Живому псу лучше, чем мёртвому льву.

Кто копает яму, тот упадёт в неё.

Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать.

Всё тайное станет явным.

Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.

Некоторые из них повторяются в книге Притчей Соломоновых или в Премудрости.

 

Тщета жизни в квадрате

Слово «суета» в подлиннике дословно звучит «дуновение». Образ ветра, кружащегося на одном месте и возвращающегося на круги своя, становится символом человеческой жизни — пустой и бессмысленной, как ветер, бесконечно повторяющейся и обрывающейся внезапно и бесповоротно.

Всему свое время, и время всякой вещи под небом:

время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;

время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;

время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;

время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;

время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;

время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;

время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру (Еккл. 3:1-8).

Этот образ довершает грамматическая форма «суета сует», уже знакомая нам из Песни песней. Суета в квадрате, окончательная, бесповоротная и самая ужасная напрасность из всего, что можно было помыслить… Человек не в силах изменить слепой ход вещей, бесконечную смену рождения и смерти, любви и ненависти, сеяния и жатвы.

 

Бог или слепой случай?

Автор Екклесиаста — уставший и разочаровавшийся в жизни человек. Не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их. Жизнь ужасно несправедлива и нелогична. Праведников постигает то, чего заслуживают нечестивые, а грешники богатеют и благоденствуют на земле. Картина мира правоверного иудея разбивается вдребезги: похоже, что всё происходит безотносительно к добру или злу, нет никакого воздаяния и награды. Кажется, что миром правит слепой случай, а извечный круговорот вещей никак не изменишь.

Однако это ещё полбеды. Бессмысленность вещей в себе довершается полной бессмысленностью самого бытия: мудрый умирает наравне с глупым, и нет у человека преимущества перед скотом; одна участь праведнику и нечестивому. Жизнь, какой бы она ни была, любые приобретения, достижения, мудрость и знания, любовь к ближним — всё обессмысливается смертью. Если отец царя Соломона, псалмопевец Давид, видит в этом повод возвеличить Творца:

Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание? Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень (Пс. 143:3-4), то его сын этим не утешается. Трагедия смерти видится им слишком явно, затмевая радость жизни и само солнце на небе.

Человек, как и вся природа, подчинён безжалостному циклу рождения и умирания. Верует он или нет, добр он или зол, мудр или глуп, живёт по заповедям или вопреки ним, ничто не избавит его от этой участи. Конец всем делам человека приходит с его смертью. Едва только начав, он должен закончить.

Если во всём остальном можно надеяться на Бога, осмеливаться просить Его о чём-то, то здесь Он неумолим. Одна участь у человека с животными — и это слова не безбожника из лекции по «научному атеизму», а глубоко верующего человека, то и дело призывающего: помни Создателя твоего в дни юности твоей.

 

ЕкклесиастСпособ победить смерть

Екклесиаст за пять веков до древних греков озвучивает мысли, поставившие в тупик всю античную философию. Как жить, когда все начинания и труды человека не имеют смысла? Греческие философы предлагали разные идеи, бросаясь из крайности в крайность: абсолютный аскетизм во имя коллективного нравственного блага, безудержное наслаждение жизнью, пока она есть, бегство от боли и страданий всеми возможными способами вопреки нравственным законам, презрение к смерти и безнравственное равнодушие к ней… Тупик оставался тупиком, что бы они ни предпринимали.

Что значат мудрость, знания и философия перед лицом смерти? К чему быть мудрым, на что-то надеяться, что-то затевать? Лучше довольствоваться сегодняшним днём. Так греческая философия пришла к пессимистическому отрицанию самой себя.

Екклесиаст не останавливается на печальной констатации фактов. Почему человека в корне не устраивает такое положение вещей? Мир несправедлив, но кто сказал нам об этом, и почему по нашей мысли он обязан быть справедливым? Отчего человек, осознавший бессмысленность бытия, вновь и вновь ищет логики и справедливости? Почему, зная о своей смертности, он не соглашается с ней, а стремится к бессмертию — путями науки, известности у потомков или веры в вечную жизнь по ту сторону смерти? Кто вложил в нас это стремление и тоску по иному положению вещей в этом мире?

Именно в этом кроется ответ и выход из греческого пессимизма. В нашем отчаянии — наша надежда. Пусть сейчас происходит всё так, как будто нет ни Бога, ни бессмертия, ни высшей справедливости, но внутри нас стонет и рвётся к небесной правде и Истине наше сердце — вот неоспоримое доказательство бытия Божия.

Екклесиаст демонстрирует высшую форму веры: остаться верным Богу вопреки смерти, неотвеченным молитвам и несбывшимся надеждам. В отличие от греческих философов, которые призывают предаваться роскоши и наслаждениям или полностью пренебрегать земными благами, мудрый царь Соломон советует проводить свою жизнь с Богом. Творить добро и жить по заповедям, пока не настигла нас участь всех смертных:

Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо.

Соломон приоткрывает завесу смерти, заслонившую своим ужасом земные радости и само солнце: за ней оказывается Бог.

 

Читайте также:

Мудрость царей: Притчи Соломона

Мудрость царей: книга Премудрости Соломона

Самая прекрасная песнь

 

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100