Официальный сайт

Неделя Всех святых земли Русской: о чём читают в храме Апостол и Евангелие?

Собор святых земли РусскойТрудно жить христианской жизнью без знания Священного Писания. Так же трудно, как плыть по морю без карты и компаса или строить здание, не имея плана. Каждый день на Божественной литургии Церковь напоминает нам те или иные отрывки из Евангелия и Апостольских посланий, чтобы мы задумались об их смысле, сравнили свою жизнь с тем, чего хочет от нас Бог.

Самые важные отрывки — зачала — читаются по воскресеньям. О чём шла речь сегодня? Не расслышали? Не поняли по-церковнославянски? Забыли? Упущенное можно наверстать. Предлагаем вашему вниманию русский перевод и толкование чтений Недели 2 по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших. Подборка подготовлена Обществом им. М.Н. Скабаллановича при Свято-Троицком Ионинском монастыре, г. Киев.

 

Апостольское чтение

Послание святого апостола Павла к Римлянам, зачало 81 (с середины), глава 2, стихи 9-16:

Братья, слава, честь и мир всем, всякому, делающему добро, во-первых иудею, потом и язычнику. Ведь Бог беспристрастен! Те, кому не было дано Закона, согрешили и погибнут вне Закона. Те, кто согрешил, имея Закон, будут осуждены по Закону. Ведь праведны перед Богом не те, кто внимает Закону, а те, кто исполняет Закон. Потому что когда язычники, у которых нет Закона, следуя природе, делают то, что велит Закон, они сами себе закон, хотя и нет у них Закона. Они тем самым доказывают, что Закон запечатлён у них в сердцах; о том же свидетельствует и их совесть, раз одни мысли их осуждают, а другие защищают в День, когда Бог, по благовествованию моему, через Христа Иисуса, будет судить тайные дела людей.

Создавая человека, Бог начертал в его сердце нравственный закон, который через голос совести подсказывает человеку, что добро и что зло. Если бы человек остался в своём изначальном невинном состоянии, то этого внутреннего морального закона было бы достаточно для руководства в жизни. Однако по причине греховной повреждённости нравственное сознание людей помрачилось; тогда то и явилась необходимость в дополнение к внутреннему закону дать людям ещё и писанный закон, который в более конкретной и ясной форме наставлял бы их правильно поступать. С этой именно целью Бог дал евреям заповеди, написанные в Священном Писании.

В сущности эти богооткровенные заповеди учат человека тому же, что внушает ему внутренний голос совести. Однако, поскольку богооткровенные заповеди выражают волю Божию с предельной ясностью и конкретностью, то нарушение их является неизвинительным нарушением воли Творца. Поэтому тем иудеям, которые сознательно нарушали волю Божию, следуют и большие наказания сравнительно с теми, кто грешат по неведению.

С другой стороны, поскольку Божии заповеди требовали большего нравственного совершенства и, следовательно, больших усилий, то иудеям, преуспевающим в добродетельной жизни, полагалась и большая награда сравнительно с язычниками, которые жили по своим примитивным и нетребовательным сердечным влечениям.

Как награды, так и наказания бывают внутренними и внешними. Делая добро или исполняя свой нравственный долг, человек чувствует внутреннее удовлетворение, особую умиротворённость и радость. Это — его внутренняя награда и преддверье блаженной жизни, которую он получит в Царстве Небесном. Равным образом и своё наказание за соделанный грех человек пожинает, во-первых, внутри — в угрызениях совести, в чувстве тяжести, смятения и скорби, которые сопровождают всякое нарушение норм, Богом установленных.

Опять же, сознательное нарушение писаных заповедей является большим грехом, чем нарушение велений совести. Поэтому оно и влечёт с собою большие внутренние страдания. Полное же воздаяние за свои преступления грешник получит уже после всеобщего суда Божия. Если в этой временной жизни справедливость часто нарушается, то в будущей она полностью восторжествует, и каждый получит по делам своим. Эту идею апостол выражает словами, которые несколько раз повторяет: «Нет лицеприятия у Бога».

Во второй главе разбираемого нами послания мы находим очень ценные мысли относительно спасения. Некоторые люди думают, что спасутся только те, кто принадлежит к их вере, а остальные, как заблуждающиеся, погибнут. Например, католики думают, что спасутся только католики, баптисты — что только баптисты и т.д. Чтобы разобраться в этом вопросе, надо учесть, что спасение, понимаемое в смысле избавления от вечного осуждения, это не то же, что степени блаженства в Раю.

Правильная вера и благодатные дары, подаваемые в истинной Церкви, дают возможность христианину достичь высокого духовного совершенства и потому большей близости к Богу и, следовательно, большего блаженства. Что же касается спасения в смысле помилования и избавления от мучений в аду, то из приведённого здесь наставления апостола Павла видно, что могут быть спасены даже язычники, которые, не имея явных понятий о Боге, всё же поступали так, как совесть им подсказывала. «Когда же язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах. Об этом свидетельствует их совесть и мысли, то обвиняющая, то оправдывающая одна другую» (2:14-15).

Когда человек поступил правильно, то и голос совести и его мысли одобряют его. Когда же человек поступил неправильно, то совесть упрекает его. И как бы человек ни старался оправдать себя обстоятельствами, логичностью поступка или немощью, свою совесть переубедить или заставить молчать он не может. Правда, при повторных грехах совесть человека как бы притупляется и замолкает. Поэтому иногда может казаться, что у некоторых преступников совсем отсутствует совесть. Но на самом деле она есть и в них, только в приглушённом состоянии. На Страшном же суде, когда Бог выявит внутреннее состояние каждого человека, совесть каждого воспрянет с новой силой и будет нещадно корить его во веки веков. Очевидно, такое выявление совести на Страшном суде и имеет в виду апостол, сказав, что «это будет в день, когда … Бог будет судить тайные дела людей…» (2:16).

Еп. Александр (Милеант)

Чтение всем святым, в земле Русской просиявшим, положено такое же, как и в Неделю Всех святых.

Евангельское чтение

Евангелие от Матфея, 9 зачало, глава 4, стихи 18-23, 37-38:

В те времена, проходя вдоль Галилейского моря, Иисус увидел двух братьев — Симона, по прозванию Пётр, и его брата Андрея. Они были рыбаки и забрасывали в море сети, и говорит им: идите оба за Мною, и Я сделаю вас ловцами людей. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Пройдя немного дальше, Он увидел двух других братьев — Иакова, сына Зеведея, и его брата Иоанна, — они в лодке со своим отцом Зеведеем чинили сети. Он позвал их. И они, сразу же оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. И ходил Иисус по всей Галилее и учил в синагогах, возвещая Благую Весть о Царстве и исцеляя народ от всяких болезней и недугов.

Основными продуктами питания палестинских евреев были пшеница, ячмень и рыба. В Галилейском море водился крупный карп; рыбу сушили, солили или мариновали для длительного хранения. Рыбаки играли важную роль в экономике Галилеи и, по меркам того времени, неплохо зарабатывали своим промыслом, во всяком случае, гораздо больше, чем крестьяне, обрабатывавшие землю во всех концах Римской империи. Рыболовную сеть узким концом прикрепляли к лодке, а широкий конец погружали в воду с помощью грузил (в отличие от невода в 13:47); сети, вероятно, плели из веревок, свитых из льна, папируса или пеньки.

Как правило, учитель не призывал учеников, а они сами выбирали себе равви.

По сравнению с другими простыми галилеянами, рыбаки имели более высокий доход, так что Иаков и Иоанн оставили хорошую работу. Более того, они без предупреждения оставили своего отца и семейное дело; вероятно, этот поступок вызвал большое недоумение в обществе.

Это были первые призванные к тому, чтобы последовать за Господом: рыбари и некнижные посылаются на проповедь, чтобы мы не подумали, будто вера верующих происходит не от силы Божией, а от красноречивого и последовательного изложения учения.

Блж. Иероним Стридонский

Неделя 2 по Пятидесятнице, Всех святых (в формате pdf — для печати)

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100