Официальный сайт

Храм свт. Николая Чудотворца в Веровке

Действует с 1905 года.

Престольный праздник: свт. Николая (19 декабря).

Чтимый святой — прп. Серафим Саровский (1 августа).

Настоятель: протоиерей Владимир Волосов.

Адрес: пос. Веровка г. Енакиево, ул. Магистральная, 69.

Как проехать к храму:

из Енакиево и Горловки — автобусом № 80 до остановки «поселок Веровка».

Расписание богослужений:

вечернее богослужение — 15.00

Божественная литургия — 7.30

Божественная литургия совершается в воскресенье, великие и двунадесятые праздники, вечернее богослужение — накануне.

В дни великих и двунадесятых праздников перед Божественной литургией в 7.00 совершается молебен.

При храме действует детская воскресная школа. Занятия проводятся по воскресеньям после Литургии.

Группа прихода в Одноклассниках: https://ok.ru/group/55342386184199

 

Много старинных храмов, как драгоценных жемчужин, раскидано по разным уголкам православного Донбасса. Сейчас мало кому, кроме, пожалуй, историков да немногих оставшихся в живых старожилов, памятна их история, открывающая подчас неизвестные страницы эпохи войн и гонений, борьбы и страданий нашего народа за свою веру. Один из таких храмов — Свято-Николаевская церковь поселка Веровка г. Енакиево.

Название Веровка происходит от имени дочери одного из помещиков, положивших основание этому поселку во второй половине XIX века, — генерала Раевского. Соседнее с ней село называется Софиевка — по имени второй дочери помещика. Веровка в начале ХХ века — это хаты, разбросанные по холмам рядом с угольной шахтой, и 1500 жителей.

Около 1898 года (а по воспоминаниям внучки одного из основателей храма, Надежды Федоровны Водяницкой, — в 1910 году) здесь было начато строительство церкви. Оно велось на средства прихожан — рабочих бедняков и крестьян — жителей села, занимавшихся в основном торговлей своим урожаем. Решили строить храм крестьяне Антон Водяницкий и Василий Занченко, по воспоминаниям жителей — трудолюбивые и богобоязненные христиане, имевшие большие семьи.

Средства Антон и Василий собирали везде — ездили по селам и близлежащим городам. Пожертвование принимали в любом виде: продукты продавали и на вырученные деньги покупали строительный материал, нанимали рабочих и сами ломали и возили камень к месту постройки из каменоломен на Сычках, неподалеку от Веровки.

Храм начал действовать еще недостроенным. Он был назван в честь святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, — любимого на Руси святого. Освящен он был в 1905 году (по сведениям Надежды Федоровны Водяницкой — в 1913 году). Храм общей площадью 100 квадратных метров имел высоту до купола 6 метров.

С самого открытия храм привлек к себе множество прихожан. Христа ради юродивый монах Иоанн (Пахомов), или Ваня Босый, как любовно называли его в народе, приходил на службы в этот храм, проповедовал. Дед одной из прихожанок, Марии Ильиничны Светайло, принимал Иоанна Босого в своем доме.

В церкви пело два хора, всего около 20 человек. Первым старостой храма был житель села Федор; казначеем — Филипп Жайворонский, а затем — Елисей Поляков, прослуживший на этой должности до 1950-х годов и переживший закрытие храма. Руководили церковными делами 20 членов приходского совета.

Жители Веровки очень любили свой храм и старались его украсить. Каждый престольный праздник во дворе храма устраивались благотворительные обеды.

Так было до 1930-х годов, пока не начались гонения на Церковь в нашем крае. В 1937 году волна гонений докатилась до Веровки. Комсомольцы закрыли храм. Старожилы вспоминают, как в дверях церкви стоял священник, у дверей толпились староста и множество прихожан — молились, — а коммунисты выносили из храма иконы, хоругви. Люди тут же забирали их и несли к себе домой, прятали. Удалось спасти почти все, даже большие иконы — Казанский образ Божией Матери и другие.

Один из разрушителей — Бобылко — осмелился сбросить с храма крест. Безбожник упал с купола вместе с крестом, его парализовало, и вскоре он умер. По неточным данным, священника Викентия заставили отдать ключи от храма. Вскоре он вынужден был уехать из Веровки.

В помещении церкви устроили клуб. Во время выборов в алтаре ставили кабины для голосования, в храме танцевали, сценой служил амвон. Одна из нынешних прихожанок храма — Надежда Жайворонская — вспоминает, как в школе их заставили пойти на репетицию в храм, переоборудованный под клуб. Её верующая мать, с которой они раньше ходили в веровский храм на службу, уговаривала Надю отказаться и не прийти в школу в тот день. Но девочка пошла, и их повели в «клуб». Когда был Надин выход, она начала танцевать, но вдруг упала и сломала руку. Больше Надя на эти репетиции не ходила.

Комсомольцы вместе с отрядом милиции ходили по домам, забирали иконы, православные книги. Когда обошли все дома, вынесли всё отобранное на площадь в центре поселка и подожгли. В это время две молодые женщины бросились на милицию в бессильной ярости, защищая святыни. Их арестовали и увезли. Но во время допроса выяснилось, что дома у них остались грудные дети. Верующих вынуждены были отпустить. Одну из них звали Таисия, имя другой женщины прихожане запамятовали, её фамилия — Пашковская.

Верующие Мария Гринченко, Марфа Олейник и другие тайно собирались в городе, на квартире, где иеромонах Виталий совершал таинства. Они не оставляли богослужений и во время войны, молясь об ушедших на фронт и о скором освобождении оккупированного фашистами края. Вскоре эта группа православных добилась разрешения немецкого коменданта на открытие храма в Веровке. В 1941 году здесь возобновилось богослужение.

Службу вел иеромонах Виталий (фамилию его жители запамятовали), но вскоре он с двумя сестрами-монахинями уехал в Киев, в монастырь, в телеге на выменянной корове. Впоследствии присланные после него священники тоже не задерживались здесь подолгу.

Жители села несли в церковь сохранившиеся иконы, хоругви, рушники. Марфа Семеновна Олейник вместе с мужем Дмитрием и другими прихожанами очищали оскверненный храм, в котором за время войны вместо клуба устроили конюшню. Можно только представить, каких усилий стоило прихожанам возродить храм. Полуголодная жизнь в оккупированном селе, где немцы ходили по домам и забирали последнее, бессонные ночи, когда женщины и дети тайно бегали в соседний лес — носить кипяченую воду и скудную пищу прятавшимся там советским партизанам, или укрывали их у себя на ночь — всё это отнимало последние силы*. И если люди делали всё для того, чтобы храм был открыт и в нем велось богослужение, значит, это было для них так же важно, как и выжить в этой войне.

Снова в Николаевской церкви пело два хора — по 14 и 9 человек, под руководством регента Ульяны Федоровны. Псаломщиком был Василий Шишков, впоследствии — в 1960-е годы — принявший сан священника (он служил в Николаевской церкви Никитовского района Горловки). Мария Гринченко и Марфа Олейник, Анисья, а также другие верующие, восстанавливавшие поруганный храм, стали затем его хористами. К праздникам прихожане своими руками делали цветы для украшения иконостаса.

Старостой церкви был избран Фома Омельянович, затем — Макар Степанович, Платон.

За время существования Николаевской церкви в ней успело смениться 17 клириков. И хотя сведений о них в архиве храма не сохранилось, прихожане до сих пор помнят их имена. До 1960-х годов здесь служили священники Борис, Владимир, Николай Кривошеевы.

В 1960-х годах настоятелем храма был протоиерей Иоанн Григорьевич Елистратов. Прихожане до сих пор вспоминают о нем и о его прекрасных проповедях, умении убеждать словом. В 1970-х годах он служит вторым священником при настоятеле Иоанне Бутко. Умер отец Иоанн Елистратов 10 февраля 1974 года, уже будучи заштатным священником.

Дольше всех — 10 лет — прослужил в Свято-Николаевском храме протоиерей Иоанн Михайлович Бутко (1975 — 1985 годы). Бабушка отца Иоанна застала в живых святого праведного Иоанна Кронштадтского, к которому ходила с просьбой об исцелении её мужа. По молитвам этого святого дед Иоанна Бутко получил исцеление.

Став священником храма в Веровке, после службы отец Иоанн, по воспоминаниям прихожан, подолгу беседовал со своими духовными чадами. От его бесед никто не хотел расходиться домой, и на следующую службу люди приходили задолго до начала её, чтобы успеть поговорить с батюшкой.

Отец Иоанн учил смирению и вере в Промысел Божий. Истинность своих слов он доказывал примером своей жизни. Узнавал, кто из прихожан болен, и в любую погоду причащал больных на дому. Хотя для этого приходилось совершать путь в несколько километров пешком, в пять утра отец Иоанн мог уже быть у больного. Он и его матушка Ольга помогали бедствующим деньгами, продуктами. Часто ездил отец Иоанн для помощи в детский дом. Вместе с матушкой они забрали из больницы девочку-сироту пяти лет, растили и воспитывали её, а потом выдали замуж.

Отец Иоанн любил трудиться. Сам покрыл кровлей крышу храма, ремонтировал помещение церкви, колол дрова и носил уголь для кочегарки. По воспоминаниям прихожан, работал батюшка всегда с улыбкой и добрым словом. Трудиться рядом с ним было радостью и честью. Отцу Иоанну Бутко пришлось вынести много скорбей, клевету и доносы от противников веры, но он все умел покрывать терпением. Окончил отец Иоанн свои дни в глубокой старости. В последние годы служил в Николаевском храме г. Донецка.

После него меньше года здесь прослужил священник Василий Прийменко. Несмотря на короткий срок службы, он успел заслужить любовь и добрую память своих прихожан. Отец Василий любил свою паству, уже через три месяца каждого знал по имени. По воспоминаниям верующих, служил он вдохновенно, никогда не сокращал службы, вызывая этим ропот у некоторых служителей храма.

Под его влиянием несколько прихожан приняли монашеский постриг, а иные поступили учиться в семинарию и впоследствии стали священниками. Вскоре отец Василий Прийменко был переведен на другой приход, в Красногоровку. Прихожане продолжали ездить к нему, были и те, кто остался трудиться в его новом храме.

В годы советской власти некоторые верующие вынуждены были приходить в храм тайно от своих родственников, но это не могло помешать им участвовать в возрождении церкви. Каждый хотел чем-нибудь послужить храму.

Ульяна Кудинова мыла, красила, сажала цветы и деревья, по благословению прислуживала в алтаре. Супружеская пара Тарлаховских долго жила в сторожке при церкви, они сторожили и убирали храм, топили кочегарку.

В 1951 году Мария Дмитриевна Гринченко была выбрана старостой храма. Помощником старосты был Иоаким (Юхим) Пивоваров, оставивший по себе добрую память. Благодаря новой старосте и её помощнику храм преобразился, появились новые постройки. Староста не только строила, белила и красила, но и пекла просфоры, караваи к праздникам, шила и вышивала рушники для храма.

В 1950-е годы Мария Дмитриевна заказала новый иконостас в Софрино. В 1984 году под её руководством была построена каменная колокольня. Колоколами служили баллоны, позднее жители изготовили деревянные колокола. За свои труды Мария Дмитриевна была выбрана делегатом Епархиального Собрания в честь празднования 1000-летия Крещения Руси. Мария Дмитриевна Гринченко прослужила на должности старосты 44 года, до самой своей смерти.

Вместе с ними помогали возрождать храм:

  • Андрей Панкулич, отец пятерых детей и дедушка двенадцати внуков, шахтер, трудился в колхозе, зимой — в кочегарке, всех своих детей привел к вере.
  • Николай Шумега и его сын Сергей, жена Людмила и невестка Светлана.
  • Правнучка строителя храма Антона Водяницкого Евгения и её мама Надежда.
  • Прихожане Людмила Ивановна Волобуева с сыном Романом (впоследствии поступил в Одесскую семинарию).
  • Виктор Романюк — пономарь и чтец на клиросе.
  • Владимир Чабанов — собирал православные книги и открыл библиотеку при храме.
  • Тамара Тимофеевна Передерий (Шильцева) собрала и записала историю храма (по воспоминаниям прихожан — Надежды Федоровны Водяницкой, Надежды Жайворонской и других).
  • Мария Ильинична Светайло пришла впервые в храм после войны и не перестает трудиться для него.
  • Наталья Надина — талантливая мастерица, сшила для храма новые облачения.
  • Евгения Гринченко, Надежда Запорожан — трудились при церкви.
  • Александра Никитична Нелепа — ведет церковное хозяйство.
  • 30 лет работала при храме кассиром Анисья Дятлова.
  • 20 лет пела в хоре Мария Ягнюк, 30 лет — сестры Мария и Татьяна, дети Марфы Семеновны Олейник. Помогала при храме их сестра Любовь Дмитриевна.

Их трудами Свято-Николаевская церковь в Веровке стала одним из прекраснейших храмов в годы, когда из-за политики советской власти во всей Донецкой области оставалось лишь 37 типовых церковных зданий.

Дважды — в 1975 и в 1977 годах — Свято-Николаевский храм в Веровке посещал с архипастырским визитом митрополит Одесский и Херсонский Сергий (Петров).

Тогда здесь служил священник Георгий Блошица, который запомнился прихожанам своими проповедями**. В 1983 — 1985 годах настоятелем Свято-Николаевской церкви в Веровке был протоиерей П. С. Кобзарь. С 1985 года настоятель храма — священник Е. Р. Малетич, второй священник — протоиерей Василий Михайлович Гейко (прибыл из Ростовской епархии). В 1985 году заместитель председателя Приходского Совета Свято-Николаевского храма пос. Веровка — В. Я. Швец. С 1988 года вторым священником стал Н. Г. Кривошей.

В 1990-х годах здесь служил священник протоиерей Михаил Илларионов.

До священнического рукоположения Михаил Илларионов участвовал в Великой Отечественной войне, освобождал Енакиево. Он был рукоположен тайно от советской власти епископом Питиримом, в катакомбах, и 28 лет служил в церкви на дому. В 1995 году епископ Алипий рукоположил его в священники заново, после этого отец Михаил стал клириком Николаевского храма в Веровке.

В 1996 году настоятелем Николаевского храма стал протоиерей Михаил Хмеленко (с сентября 2010 года — заштатный священник). Отец Михаил родился в рабочей семье. В детстве узнал сиротство, страшные годы войны и бедность предвоенных и послевоенных лет. До рукоположения он был преподавателем Горловского политехнического института. В 1990 году стал священником.

Уже при нём в храме обновились престол и киоты. В 1990-е годы проведено паровое отопление, сделаны новый пол, притвор, к алтарной части пристроена кирпичная пономарка. Построены крестильня, подсобные помещения и столовая. Преобразилось и церковное подворье — появилась новая кованая ограда, двор заасфальтирован, посажены молодые деревья.

Недавно рядом с храмом появилась новая колокольня, колокола для которой отлиты в Днепропетровске. В 2005 году мастера из Киева изготовили золотые купола и кресты для храма. В 2007 году стены церкви были расписаны и украшены лепкой. Еще спустя год было построено отдельное здание для воскресной школы. Сейчас в ней обучается 20 детей.

Отец Михаил Хмеленко отошёл ко Господу в день святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, покровителя храма, где он прослужил 14 лет, 19 декабря 2013 года.

Храм стал самым красивым и богатым в округе, горячо любимым своими прихожанами. Многие из них теперь добираются в церковь из близлежащих поселков. Пожилая прихожанка Надежда Жайворонская уехала жить в соседний город, но не изменила родному приходу — в дождь и в снег приезжает сюда на службу. Были случаи, когда жители соседних городов покупали домик в Веровке только для того, чтобы жить рядом с этим храмом.

При храме есть источник, освящённый в честь прп. Серафима Саровского. День его памяти — 1 августа — прихожане отмечают как второй престольный праздник своего храма.

_______________________
* Воспоминания старожила пос. Веровка Надежды Жайворонской.

** Чтец-псаломщик Георгий Михайлович Блошица 7 марта 1975 года был рукоположен в диакона в Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе г. Ворошиловграда, стал священником в конце 1970-х годов. Служил в Свято-Николаевском храме поселка Веровка в конце 1970-х — начале 1980-х годов.

Источники сведений:

1. Воспоминания старожилов пос. Веровка — Надежды Жайворонской и Зинаиды Дятловой.

2. История храма, записанная Тамарой Шильцевой.

3. Информация, предоставленная настоятелем Свято-Николаевского храма пос. Веровка протоиереем Михаилом Хмеленко.

4. Луганский областной архив:

— Годовые отчеты о деятельности Ворошиловградско-Донецкой епархии за 1967, 1972—1989 гг.

— Информационный отчет уполномоченного о состоянии и деятельности религиозных организаций в Ворошиловградско-Донецкой епархии за 1963 год.

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100