Официальный сайт

Протоиерей Николай Мельничук

Нужно ли крестить детей?

Крещение младенцевНаступил праздник Сретения. В этот день Евангелие рассказывает нам о том, как родители Младенца Христа принесли Его в Иерусалимский храм, чтобы посвятить Богу. Сретение напоминает нам о той главной встрече, которая должна произойти в жизни каждого из нас — встрече с Творцом, — и призывает подарить её нашим детям, подобно земным родителям Иисуса, как можно раньше введя ребёнка в храм и посвятив Богу.

Как даруется эта встреча? Она начинается с Крещения — таинства, в котором человек вступает в союз со своим Творцом. О том, что происходит в таинстве Крещения и почему можно крестить и приводить в храм младенцев, не имеющих сознательной веры, — благочинный Дружковского округа протоиерей Николай Мельничук.

 

Крещение — наша встреча с Богом

Крещение — это второе рождение для жизни с Богом, в котором каждый крещёный во Имя Святой Троицы имеет право называться чадом Божьим. Перед тем, как описать значимость и необходимость этого таинства, хочу поделиться одной маленькой историей.

В южной части Тихого океана корабль потерпел крушение. Один из числа пассажиров был подобран аборигенами, жителями некоего острова в океане. Эти дикие люди оказали необходимую помощь человеку, попавшему в беду. Позже выяснилось, что они были крещёные и просвещённые верой христианской.

Вождь аборигенов проявил гостеприимство к спасенному европейцу и пригласил к себе на ужин. Гость эмоционально рассказывал вождю о достижениях научно-технического прогресса, образе жизни, традициях своего народа и советовал вождю внести изменения в жизнь их острова, но добавил: «Только ваша вера и крещение помешают вам на пути к цивилизации».

На это вождь ответил, что вера и крещение сильно изменила его народ. До принятия христианства аборигены разрешали себе людоедство, и сегодня они не проявили бы человечности, а зажарили бы его на костре: «Значит, ты считаешь, что нам необходимо отказаться от веры и крещения? Но с помощью нашей веры ты остался жив».

И нам нужно обратиться со словами благодарности к крестителю Киевской Руси равноапостольному князю Владимиру за то, что он принял решение крестить наших соотечественников, живших тысячу лет назад, и подарить нашему Отечеству свободу от грубых нравов и жизни, ведущей в никуда.

Желающие приблизиться к Богу и войти в Царство Божие и видящие в этом главную цель своей жизни должны принять таинство Крещения: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3.5). «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19-20).

Дверью в Церковь Христову служит таинство Крещения. Только принявший Крещение человек может стать чадом Церкви и иметь доступ к Её таинствам — Причащению Святых Тела и Крови Христовых и таинству Покаяния, потому это таинство называется ещё «духовным рождением».

«Крещение даёт нам то, что ничто другое на земле дать нам не может. Оно сочетает и растворяет с нашей человеческой природой Божественную благодать, так что из купели Крещения человек выходит таким, каким выходит из мастерской какое-либо изделие, например, колокольчик, в котором к меди прилито серебро.

Подобный ему медный колокольчик без серебра на вид таков же, как и этот с серебром; но состав их разный, разный у них звук, разны и честь им, и цена. Так разнится и человек крещёный и некрещёный. С крещёным соединяется благодать Святого Духа, так как крещаемый водою крестится вместе с тем и Духом Святым. На вид он такой же человек, как и некрещёный, а на деле, в составе своём, они разны».

Святитель Феофан Затворник

Таинство Крещения имеет непосредственное отношение к проблеме первородного греха, который мы унаследовали от прародителей Адама и Евы. Именно через первородный грех Адам и Ева, а с ними и всё человечество потеряли рай и жизнь с Богом. Первородный грех стал духовной инфекцией, вместе с которой в жизнь человечества вошли болезни, скорби и смерть.

Человек, принимающий посредством веры Крещение, омывается от ответственности за унаследованный первородный грех, освобождается от власти нечистого духа и проклятия. Крещёному подаётся Богом Ангел-Хранитель и статус чада Божия. А если мы дети Божии, то и наследники утерянного прародителями Царства Небесного.

Каждому христианину необходимо осмысленно относиться к таинству Крещения, достоинству своего звания и не ограничивать себя только житейскими вопросами, а поднимать свою жизнь на должную высоту личных отношений с Богом. Просвещаться Словом Божиим, поддерживать чистоту души спасительными таинствами Покаяния и Причащения, делами любви и милосердия и молитвенно испрашивать у Бога доброй совести.

Через таинство Крещения мы получаем «прописку» в Царстве Божьем, но для того, чтобы не потерять эту награду, каждый из нас должен стремиться к святой жизни по заповедям Господним.

 

Протоиерей Николай Мельничук

Протоиерей Николай Мельничук

Можно ли крестить младенцев?

В Евангелии сказано: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им» (Mк.10:14) и «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Приносить ребёнка в храм и посвящать его Богу по примеру земных родителей Господа Иисуса Христа призывает нас и праздник Сретения.

В крещении младенец, как и взрослый человек, поворачивается лицом к Богу и вводится в общение с Ним. Иногда можно услышать вопрос: правильно ли крестить человека в младенческом возрасте? Ведь Сам Господь сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать — осужден будет» (Мк. 16:16). Дети не имеют сознательной веры. Однако нельзя сводить всю душевную и духовную деятельность человека к работе его ума. Маленький ребёнок способен узнавать маму и папу, близких и родных, так же он способен узнать Господа в Крещении, воспринять душой Духа Святого.

Действительно, родители, не дожидаясь совершеннолетия своего ребёнка, принимают решение крестить его, опираясь на свой опыт и воспитание, в том числе и религиозное. Делается это из таких же соображений, как и забота о ребёнке, проявляемая в прививках от болезней, решении отправить его в школу, на внеклассный кружок и так далее.

В таинстве Крещения человек освобождается от ответственности за первородный грех, с него снимается проклятье и власть нечистого духа. Всемилостивым Господом даётся Ангел-Хранитель, достоинство быть христианином и чадом Божиим с перспективой жизни вечной.

Ребёнок не может дать ответа священнику. Вместо него ответчиками и поручителями его веры становятся крёстные родители. Они становятся и молитвенниками за него, помощниками в воспитании чада согласно заповедям Божьим. Восприемники помогают ребёнку понять, что необходимо заботиться не только о теле и земной жизни, но и о душе, главной цели — достижении Царства Божьего.

Каждый человек имеет потребность в благодатной помощи от Господа на всех этапах своей жизни, включая младенчество. Те, для кого Библия — настольная книга, знают, что в Ветхом Завете установлено Богом следующее: младенцы мужского пола вступали в союз с Господом через обряд обрезания, который совершался на восьмой день после рождения. В Новом Завете, после воплощения, Бог стал ближе к нам. Потому Иисус Христос и убеждал своих учеников: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Mк.10:14).

Из вышесказанного становится понятна практика Святой Православной Церкви крестить младенцев в первые дни после рождения. Эта практика — не новшество. Из книги Деяний апостольских известно, что апостолы крестили людей целыми семьями (Деян. 10:16-15, 31-33).

Дорогие братья и сестры, очень важно для каждого крещёного человека задавать себе вопросы: насколько мы ценим то, что крещены во имя Святой Троицы, что за этим стоит и какой образ жизни мы должны вести, чтобы не потерять дары нашей встречи с Богом? Да поможет нам Всемилостивый Господь утверждаться в вере, надежде и любви.

Опубликовано в группе «Дружковское благочиние ☦ Свято-Николаевский храм» 

Цитата дня

«

Если хочешь победить страсти, отсеки сласти.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100