Общегородское богослужение совершено в Богоявленском кафедральном соборе Горловки
В Неделю первую Великого поста, Торжества Православия, и праздник Первого и второго обретения главы святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужило духовенство города.
За богослужением пели хоры собора под руководством протодиакона Максима Дворянова и Ольги Ильчук, детский хор под руководством Анны Стёпиной, хор класса духового пения под руководством Виктории Масаженковой и сводный хор певчих из разных приходов города.
Помолиться за богослужением пришло множество горожан. Для прихожан из отдалённых районов города были организованы автобусы. За литургией была вознесена сугубая молитва о мире на Украине и единстве Православной Церкви.
По запричастном стихе с проповедью к горожанам обратился клирик соборного храма священник Димитрий Абросимов. Он напомнил о значении праздника Торжества Православия:
«Торжество Православия совершилось не единожды. Оно совершается в душе каждого из нас тогда, когда мы не стыдимся исповедовать свою веру перед людьми, которые с непониманием и даже с насмешкой относятся к ней. Оно совершается тогда, когда мы выбираем идти по узкому пути Евангелия вопреки тому, чего хочет наша греховная природа. Оно совершается каждый раз, когда мы отказываемся поступить неправильно, грешно ради Евангелия».
По окончании литургии митрополит Митрофан возглавил чин Торжества Православия. В архипастырском слове он напомнил о том, что быть христианином — это призвание и особая ответственность:
«Мы призваны быть свидетелями Евангелия среди тех, кто находится рядом с нами, своей добротой, любовью, самоотверженностью и жертвенностью, своей способностью жить по Евангелию там, где все живут по стихиям мира сего».
По окончании богослужения для всех прихожан и гостей была приготовлена праздничная трапеза.
Накануне вечером митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил в Богоявленском кафедральном соборе всенощное бдение. Ему сослужило духовенство соборного храма.
Неделя Торжества Православия была установлена в память о победе над ересью иконоборчества. После Константинопольского Собора, осудившего иконоборцев и восстановившего почитание икон в 843 году, византийская царица Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. С тех пор праздник отмечается именно в этот день.
Почему решение церковного Собора празднуется как победа? Изображения Христа, Божией Матери и святых христиане оставляли на фресках катакомб, где молились, начиная со II века. К IV веку, когда Церковь перестала быть гонимой, иконописание достигло высот художественного мастерства. Не было ни одного храма, не украшенного фресками и иконами, святые изображения христиане хранили и в своих домах и не мыслили молитвенной жизни без них.
К началу VI века в Византийской империи под влиянием ислама, всё больше распространявшегося в её пределах, возникло еретическое учение, которое отрицало вочеловечение Христа, а следовательно, и Его искупительный подвиг. Ересь, получившая название монофизитства, отвергала и почитание святых изображений, поскольку еретики не верили в то, что Бог действительно стал одним из нас.
Иконоборцы ошибочно толковали и вторую из десяти заповедей Божиих — «Не сотвори себе кумира…», говоря, что она запрещает любые изображения Самого Бога, а не поклонение тварному миру вместо Бога, как сказано в ней. К кумирам еретики относили и иконы святых, думая, что христиане поклоняются им как идолам, а не просто воздают подобающую им честь.
Святая царица Феодора
В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. К иконоборцам присоединились многие иерархи христианской Церкви. Более столетия святые изображения уничтожались во всей империи. Иконоборцы врывались в дома православных христиан и отнимали образа, кощунствовали над ними. Появились тысячи мучеников за веру — тех, у кого находили иконы, убивали, ослепляли, предавали пыткам.
В 787 году в Никее собрался VII Вселенский Собор православных епископов, который осудил иконоборчество как отдельную ересь. Он смог остановить иконоборцев, но ненадолго. С воцарением императора Льва V Армянина (813–820 годы) иконоборчество вновь усилилось. Окончательно изгнать еретиков из империи смогла только царица Феодора, при содействии которой прошёл Константинопольский Собор в 843 году.
В Константинополь были торжественно перенесены святые мощи исповедников православия Феодора Студита и патриарха Никифора, пострадавших за свою веру от иконоборцев и умерших в изгнании. В знак победы иконопочитания изображение Христа появляется на монетах и печатях. Мучители христиан по императорскому указу были казнены.
Постановление VII Вселенского Собора: «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней» — вошло в стихиру Недели Торжества Православия. Канон праздника написал преподобный Феофан Начертанный, исповедник, который сам пострадал от иконоборцев вместе со своим братом Феодором.
В наши дни, когда усиливаются расколы, а на православных христиан вновь воздвигают гонения, особенно важно молиться о единстве Святой Апостольской Церкви. В особом чине, совершаемом в этот день, звучат слова благодарности Богу, молитвы о сохранении Церкви, покаянии тех, кто пока находится вне Её спасительного ковчега, и звучит Символ веры — исповедание истинного православного учения.
Фото протодиакона Михаила Ильчука
Цитата дня
«
Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.