Официальный сайт

Протоиерей Сергий Кузьменко

«Палата № 6» — повесть, которую нужно перечитывать

Иллюстрация Арама Ванециана к повести «Палата № 6»

Иллюстрация Арама Ванециана к повести «Палата № 6»

Когда мы задумывали рубрику про книги, то хотели прежде всего рассказывать о таких, которые мало кто читал. Однако протоиерей Сергий Кузьменко, настоятель Знаменского храма п. Черкасское, предложил вспомнить хрестоматийную классику — и мы не стали возражать.

В своё время повесть «Палата № 6» меня поразила. Я много чего из неё почерпнул, и потому советую прочитать всем. Дело в том, что описываемые Чеховым характеры очень узнаваемы, а поднятые проблемы по-прежнему актуальны, хотя за окном идёт XXI век.

Главный герой повести Андрей Ефимович Рагин — главврач больницы маленького провинциального городка. Когда-то он хотел стать священником, но властный отец «едко посмеялся над ним и заявил категорически, что не будет считать его своим сыном, если он пойдёт в попы». Как бы то ни было, но призвания к медицине Андрей Ефимович никогда не имел. В итоге он самоустраняется от своих прямых обязанностей, оправдывая своё абсолютное нерадение как врача и ответственного лица тем, что мешать стечению обстоятельств и что-то менять не нужно, ведь всё равно все умрут — рано или поздно. Также он считает, что в их городе жители сплошь примитивные, из-за чего умному человеку не с кем даже поговорить о высоком. Жизнь доктора Рагина проходит крайне уныло и однообразно. Однако собеседник для Андрея Ефимовича всё же находится — это Иван Дмитрич Громов. Он сумасшедший и находится под присмотром в палате № 6.

Главная проблема Андрея Ефимовича в том, что он даже не пытался хоть что-то изменить в своей сфере деятельности. К сожалению, и мы тоже часто ждём, что появится кто-то, кто решит все проблемы, или же они пройдут сами собой — при этом ничего не хотим делать сами. Но в жизни случается так, что человеку приходится сталкиваться с результатом своих действий и поступков. Так вышло и с главным героем повести.

Пришёл момент, когда Андрей Ефимович попал как пациент в тот мир, который он не хотел менять — в палату № 6. Он был в ужасе от того, что там происходило, все последствия его бездеятельности обрушились на него самого. Это очень важный момент повести. Чехов акцентирует наше внимание на том, что всё, что в нашей жизни случается, всё, с чем мы сталкиваемся, нас касается, более того: мы можем всё это изменить, это наша обязанность.

Человек призван делать окружающий мир лучше, а не приспосабливаться к нему или прятаться от проблем, как это делал главный герой. Он ведь именно прятался — в чтении книг, в алкоголе, в общении со своим другом Михаилом Аверьянычем, почтмейстером. К слову, их беседы были очень своеобразными: каждый говорил о своём, никто никого не слушал, диалога не было, но в целом обоих всё устраивало, ведь главное — высказаться, а не услышать собеседника. Когда с Рагиным случилось несчастье, его друг быстро включил роль спасателя, причём не столько был озабочен судьбой спасаемого, сколько пёкся о себе. Его усилия ни к чему не привели, что естественно: нельзя спасать человека без участия его самого.

«Палата № 6» — повесть об ответственности, а ещё — о принятии своего положения. Каждый человек должен в течение жизни постоянно задавать себе три вопроса: «кто я?», «где я?» и «зачем я?» — то есть осознавать, кто он в разных сферах своей деятельности, что может в каждой из них сделать и к чему призван Богом. Рагин стал главным врачом городской больницы, но не сделал решительно ничего ни как врач, ни как начальник, а ведь ему многое было по плечу. Думаю, каждый читатель этой повести призван поразмышлять о своём месте в жизни и о том, что он может сделать хорошего и полезного.

Ещё мне хотелось бы обратить внимание наших читателей на диалоги Андрея Ефимовича с Громовым. О чём говорили главный врач и пациент с психическим расстройством? Разговоры их касались духовной жизни. Рагин оставался верен убеждению, что человек смертен, он рассыпается в прах, который развеивается по всей земле, и на этом смысл его жизни заканчивается. А Иван Дмитрич верил в счастливое будущее, в котором не будет ни сумасшедших, ни лечебниц для них. Они затрагивали и вечные вопросы, но дело даже не в том. Удивительно, как Бог до последнего момента пытался развернуть мысли Рагина в сторону бессмертия — и как он каждый раз бежал от этого. Даже в агонии у него была возможность направить последние движения мысли в правильное русло, но он сосредоточивается на неприязни к другому человеку, и именно с этим чувством умирает.

Главная проблема Рагина в том, что он не хочет действовать. Жизнь требует от него дел, поступков, решительности, а не чтения книг под рюмку водки. Он много знает, но эти знания не имеют никакой пользы, потому что он их не применяет, не превращает в опыт. Пусть даже совершал бы ошибки, принимал неправильные решения — но нет, Андрей Ефимович не хотел ничего этого.

Сегодня люди знают очень много, но у большинства эти знания, как и у Рагина, не имеют применения. Хотя я убеждён, что у каждого человека есть своё время, чтобы морально проснуться, что-то осознать — и начать действовать. Когда мы начнём менять себя, изменится и мир вокруг нас.

Однажды один игумен сказал мне очень важные слова: «Что у послушника в душе, то у него и в келье». Искажённый внутренний мир приводит к тому, что человеку всё равно, что у него вокруг. Поэтому, каким бы интеллектуалом не считал себя Андрей Ефимович, по окружающей его обстановке на работе и дома мы понимаем: его внутренний мир невероятно далёк от совершенства.

Я считаю, что современным людям очень важно читать Антона Павловича Чехова — при одном условии: надо не просто прочитать и забыть, его произведения нужно примерять на себя, как одежду в примерочной. Смотреть, не поступаем ли мы как его герои? Не схожи ли с ними? Нет ли в нас их слабостей? Читая историю Рагина, полезно задуматься: не отношусь ли и я к своей работе так же равнодушно, как и он? А может, я проявляю такую же халатность в своей семейной жизни? Или так же презрителен к окружающим, как он? Это очень важные вопросы, потому что они помогают нам рассмотреть свои грехи, слабости, заблуждения. Нужно уметь читать, а ещё надо учиться честно смотреть на себя. Зачастую же мы впадаем в отрицание, когда видим что-то, указывающее на наши недостатки.

От ответственности можно спрятаться в самых разных иллюзорных мирах: книгах, интернете, фильмах и многом другом. Даже если они рассказывают о проблемах, нам свойственных, мы этого не заметим, ведь наша задача — не изменить себя, а спрятаться. Почему надо читать Чехова? — потому, что все его герои очень неоднозначные, и каждый из них способен показать нам нас. Даже несчастный Мойсейка, который сошёл с ума после того, как сгорела его шапочная мастерская. Так что давайте перечитаем «Палату № 6», которая может показать то, чего мы в себе не видим и что отрицаем.

Беседовала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100