Официальный сайт

Протоиерей Александр Хворост

Почему иудеи не поверили в Мессию, ведь они так Его ждали?

Суд первосвященников Анны и Каиафы над Христом, XIV в. Церковь св. Георгия в Старо Нагоричино, Македония

Суд первосвященников Анны и Каиафы над Христом, XIV в. Церковь св. Георгия в Старо Нагоричино, Македония

Многовековое ожидание, пророчества, наконец — ликующие возгласы «Благословен Грядый во имя Господне!» И вдруг, спустя несколько дней — крики «Распни Его!» Как же так вышло? Как могли иудеи не узнать в Иисусе из Назарета Мессию? Расспросили об этом протоиерея Александра Хвороста, настоятеля храма святого мученика Иоанна Воина г. Дружковки.

 

Не могло быть иначе

Начнём с того, что Сам Христос говорил: «Не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Мф. 10:34-35), — тем самым предупреждая, что отношение к Его личности будет противоречивым. Ещё Он сказал очень важные слова: «И блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11:6). Спаситель предрекал, что Его учение не поймут и не примут, что будут клеветать на Него. Так, собственно, и вышло: об этом мы неоднократно читаем на страницах Нового Завета. Однако нельзя утверждать, что Христа не приняло большинство иудеев. Тогда в обществе произошёл раскол — именно потому, что многие пошли за Ним и признали в Нём Мессию.

 

Христос глазами современников

Кем видели Христа современники? Для многих Он был путешествующим раввином с учениками. У евреев же сформировалось другое представление о Мессии. Это должен был быть земной царь, который построит им рай на земле, всех обеспечит, освободит от римского рабства, подчинит другие народы. Для них Мессия был в первую очередь правителем, национальным вождём, который решил бы прежде всего проблемы земного бытия. Духовная его миссия была на втором плане.

Господь же говорил: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин. 18:36). Эти слова Он произнёс в ответ на вопрос Понтия Пилата: «Ты Царь Иудейский?» Услышав их, Пилат изменил своё отношение к Христу и понял, что имеет дело вовсе не с каким-то политическим деятелем. Однако многие иудеи этого не осознали и были разочарованы. Они ждали земного спасителя, а не Небесного, Который спасает человечество от греха. Им хотелось избавления от земных проблем и сложностей. Отсюда вытекает следующий вопрос: нужен ли им был Спаситель?

 

Кому нужен Спаситель?

Спаситель нужен погибающему человеку. Евреи себя такими не считали. У них исказилось понимание отношений с Богом. Они считали, что через Авраама вступили в Завет с Ним, Господь дал им заповеди, они эти заповеди выполняют, за что Бог обязан спасти их — автоматически. Вопрос: для чего при таком подходе нужен Христос? Зачем Он фарисеям, которые считали себя святыми, потому что максимально точно и полно исполняли Закон? Они разработали сложнейшую систему норм, правил и различных обрядов, которые нужно было выполнить — и тем спастись.

Эти люди были уверены, что в духовном плане у них всё прекрасно, и ни в каком Мессии для решения духовных вопросов они не нуждались. Гордыня, злоба, зависть по отношению ко Христу потому и проснулись, что иудеи считали себя святыми и спасёнными. Христос же обличал их в различных пороках, чего они не могли принять.

 

Каким должен быть Мессия?

Иудеи забыли, каким должен быть Мессия. Святой пророк Исаия описывает Его страждущим, не демонстрирующим величия: «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Ис. 53:2-3), «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53:7).

Евреи забыли все эти пророчества, забота о земном благополучии вытеснила их. Страдающий Мессия — это было что-то парадоксальное для них. Не такого они хотели! Именно потому так жестоко отнеслись ко Христу, страдающему на Кресте: «Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» (Мф. 27:39-42).

Такое положение их Мессии они воспринимали как что-то невозможное и шокирующее. Потому спустя время апостол Павел писал: «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1:22-23). И действительно, иудеи соблазнились личностью Христа. В их оправдание можно вспомнить, что и до, и после Христа у них было много лжемессий — самозванцев, которых Спаситель обличал. Потому у них был уже определённый иммунитет, в результате чего они всех принимали с опаской.

 

Учение не от мира сего

Многие иудеи не могли принять того, что проповедовал Христос. Например, что Он говорил о Себе как о Сыне Божием — это для них было неприемлемо. Для ветхозаветного менталитета в принципе было невозможно, чтобы человек был сыном Бога. А во Христе Божие и человеческое объединилось, и мы исповедуем Его как Богочеловека.

Против Христа иудеев настраивало и то, что Он ломал их стереотипы. В качестве примера можно привести Его отношение к субботе. Спаситель исцелял в субботу и говорил: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27), — что было воспринято многими как кощунство, хотя на самом деле Господь учил, что ко всему надо относиться с рассуждением, чтобы не было ревности не по разуму.

Многие иудеи отошли от Христа и стали относиться скептически к Его учению после того, как Он сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54). Какие страшные слова для тех, кто не понял их сути! К слову, непонимание тоже было причиной неприятия Христа. Многие Его современники слишком буквально воспринимали то, что Он говорил.

С другой стороны, есть мнение, что евреи как раз поняли учение Христа, в том числе и интернациональный характер Его проповеди. Не случайно апостолы впоследствии учили: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:26-28).

Для евреев это было неприемлемым: они считали достойным спасения только свой народ и опасались, что если примут учение Христово, то потеряют свою национальную идентичность. А для них сохранить её было важнее всего — и Завета, и откровений, данных Господом. Если бы они уверовали во Христа, то не отдали бы Его никому, это был бы только их Мессия. Ветхий Завет, в котором они, собственно, и остались, был им важнее Нового Завета. Однако в Апокалипсисе есть пророчество, что перед Вторым пришествием многие евреи уверуют и крестятся. Нам остаётся только ждать их обращения и вразумления.

Беседовала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100