Официальный сайт

27 сентября 2024 г.

Престольный праздник отметил Крестовоздвиженский храм Горловки

В праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме Горловки, отметившем престольное торжество. Владыке сослужили секретарь епархии, благочинный Николаевского округа в Горловке протоиерей Владимир Туренко, благочинный Богоявленского округа и настоятель прихода протоиерей Сергий Книгницкий, благочинные Енакиевского округа протоиерей Алексий Суетин, Шахтёрского округа протоиерей Богдан Ильчук и духовенство епархии.

За богослужением пел молодёжный архиерейский хор Богоявленского кафедрального собора под руководством Ольги Ильчук.

По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился клирик Богоявленского собора протоиерей Давид Барахтенко. Он призвал христиан не бояться жертвовать собой:

«Любовь без жертвы невозможна. Жертва и любовь — это одно целое. Нам нужно научиться приносить себя в жертву. Нам бывает тяжело даже немного пожертвовать собой ради ближнего. Мы не проявляем смирения и любви к обижающим нас. Но Крест Христов учит нас такой жертвенной любви».

По окончании литургии был совершён праздничный крестный ход. Митрополит Митрофан поздравил настоятеля и прихожан с Воздвижением Животворящего Креста Господня и престольным торжеством. В архипастырском слове он напомнил о том, что Крест Христов учит нас духовной свободе:

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю вас с двунадесятым праздником Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, престольным днём этого храма, и причастием Святых Христовых Животворящих и Спасительных Таин!

Трижды в году Церковь торжественно прославляет Честный и Животворящий Крест Господень, вынося его для поклонения на середину храма: в день, который мы празднуем сегодня, Неделю Крестопоклонную в дни Святой Четыредесяницы и день Изнесения Честных Древ, с которого мы начинаем Успенский пост.

Крест Господень — не только особо почитаемая святыня, знамение спасения, победы жизни над смертью, оружие, которым христиане побеждают врага и супостата. Крест и страдания Христовы — это ещё и большой учитель и наставник для каждого из нас.

Чему учит Крест? Многому. Каждый из нас может вспомнить и о жертвенной любви, и о великом смирении Спасителя, и о том, что крестные страдания, будучи приняты добровольно, стали той искупительной Жертвой, через которую все мы обретаем спасение, а значит, это и бесконечный источник нашей благодарности Богу.

В сегодняшний день хотелось бы вспомнить ещё об одном уроке, который каждому из нас следует оставить у себя в сердце, когда мы видим посередине храма Крест Господень. Мы все хотим быть сильными, все хотим научиться добиваться своего. Вместе с этим мы хотим, чтобы люди вокруг нас соответствовали нашим ожиданиям, чтобы они были такими, какими они нам нравятся. Если вдруг случается так, что человек, который рядом с нами, не такой, как мы — делает что-то не так, говорит что-то не так, поступает не так, как нам нравится, — мы хотим его переделать.

Почему же Бог, Который хочет нам спасения, не заставит нас Своим всемогуществом и Своей силой делать всё как Он хочет и как Он скажет? Почему Он подарил нам мир, в котором у нас есть полная свобода жить не только по Его воле, но и искажать этот мир нашей собственной волей, зачастую злой и греховной, противной воле Божией? Почему Он делает так, что мы сами каждый день своей жизни выбираем свой путь самостоятельно? Ответ — потому что Он нас любит. Потому что свобода и любовь друг с другом взаимосвязаны. На простой вопрос, мог бы Господь нас заставить, ответ — конечно, мог бы. Но тогда мы бы перестали быть любящими детьми, а стали бы безвольными, несамостоятельными, заставленными Им рабами. Он не хочет переступать эту черту.

Когда мы говорим: „Почему он меня не слушает? Почему он не делает так, как я ему сказал? Почему он поступает не так, как я от него жду и как я от него требую? Батюшка, посоветуйте, подскажите, как заставить сына молиться Богу? Посоветуйте, как мужа заставить поститься? Посоветуйте, как заставить ходить сестру или брата в храм?“, — мы в этот момент забываем, что мы с вами христиане. Когда в нашем сердце появляются такие мысли, мы забываем, что Тот, Кто умер на Кресте, не думал в этот момент, как нас заставить следовать за Ним, как нас заставить быть христианами. Он отдавал нам Свою любовь, не зная, отдадим ли мы свою в ответ. Это и есть то, чему мы должны научиться.

Давайте посмотрим на Крест Христов, который сегодня посреди храма. Тот, Кто на Кресте, — разве Он там для того, чтобы нас заставить что-то делать, чтобы сделать нас несчастными, чтобы мы исполняли Его волю из страха, что Он нас накажет? Мы помним слова, которые Он говорил ученикам: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16:24). Нам надо научиться этому терпению. Надо научиться не пытаться кого-то заставить, силой принудить жить так, как мы хотим, а научиться отдавать своё терпение и любовь тем, кто находится рядом с нами, независимо от того, готовы ли они будут в ответ отдать что-то нам.

Господь никого насильно не ведёт в Царство Небесное. Господь никого не принуждает к исполнению Его заповедей. Он говорит: иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:30). Но Он говорит и о том, что за Ним следовать будет непросто, и предлагает нам самим принять решение, хотим мы это делать или нет. А мы, став Его учениками, начинаем переживать, что кто-то вдруг не по-нашему не помолился утром Богу, не пошёл в воскресенье на службу, не соблюдает пост. Мы жалуемся на своих родных и близких, соседей и друзей, которые, как нам кажется, живут неправильно и не так, как мы хотим. Разве это наш путь? Разве к этому нас призывал Господь — на кого-то обижаться, кого-то заставлять, от кого-то хотеть делать то, чего он сам не хочет? Он призывал нас самих последовать за Ним, а другим подарить свою любовь и своё терпение точно так же, как Он подарил её всем нам.

Я всех вас ещё раз поздравляю с праздником Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня! Каждый из нас пусть научится в сегодняшний день, что сила христианина заключается не в его способности кого-то к чему-то принудить, а в его смирении и любви, которую он будет дарить даже тогда, когда в ответ ничего не получит. Если хотя бы раз в жизни у нас получится это сделать, глядя на Крест Господень, обращаясь к его силе, мы увидим, что здесь и сокрыта самая подлинная и глубокая сила, которая преображает этот мир и будет преображать его до скончания века.

Ещё раз всех с праздником поздравляю, с престольным днём! Храни вас всех Господь!»

Накануне вечером владыка совершил всенощное бдение с литиёй и чином воздвижения Креста в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики соборного храма.

 

Воздвижение Животворящего Креста ГосподняПраздник Воздвижения Животворящего Креста Господня установлен в честь события, произошедшего спустя три столетия после Воскресения Христова — в IV веке. Он прославляет Крест Христов как орудие нашего спасения. Поклоняясь Кресту, христиане славят Господа, посредством Креста увенчавшегося Славой. Крест Господень обладает непобедимой и непостижимой силой, действующей среди христиан спустя многие столетия после смерти и Воскресения Христа.

Византийский император-завоеватель Константин Великий уверовал во Христа после того, как увидел знамение Креста на небе и услышал слова Господа: «Сим победишь». Выступая в своих военных походах под христианским знамением Креста, он захотел отыскать тот самый Крест, на котором был распят Господь. Мать императора царица Елена отыскала Крест Христов, начав раскопки на развалинах Иерусалима, разрушенного в 70 году римлянами.

По обычаю того времени орудия казни зарывали рядом с местом её совершения. В течение последующих трёх столетий на месте страданий Христовых язычники соорудили капище Венеры, а затем вернувшиеся в город иудеи сделали всё, чтобы это святое место забылось. Тем не менее, святой царице Елене удалось разыскать старого иудея, который открыл ей, где находилась Голгофа. Впоследствии этот иудей, по имени Иуда, принял святое крещение. В указанном им месте нашлись три креста, которые чудом сохранились. Здесь же были обретены дощечка с надписью, которая была прибита над главою Христа, и гвозди.

Когда святая царица Елена молилась, чтобы узнать, какой из трёх крестов принадлежал Господу, неожиданно появилась погребальная процессия. По приказанию императрицы к умершему по очереди поднесли каждый из крестов. Когда умершего коснулся Крест Господень, тот ожил.

Узнав об обретении Честного Древа, большое число христиан, живших в Иерусалиме, поспешило поклониться ему. Из-за такого числа желающих Иерусалимскому патриарху Макарию пришлось воздвигнуть Крест на высоком месте, чтобы все смогли увидеть его. За силу воскрешать умерших и давать здоровье больным Древо Креста Христова стали называть Животворящим, за совершившееся через него наше спасение — Честным («драгоценным»).

Часть Креста царица Елена отвезла в Константинополь. Спустя десять лет на месте крестных страданий и Воскресения Спасителя она построила две базилики. Их освящение произошло 13 сентября (26 сентября по новому стилю) 335 года. На следующий день — 14 сентября (27 сентября по новому стилю) — в построенный храм Воскресения был перенесён Крест Господень. С этих пор стал отмечаться праздник Воздвижения Креста Господня.

Сама царица Елена не дожила до освящения храмов — она умерла в 327 году. Вместе с императором Константином Великим, который первым узаконил христианство в Византийской империи, она была причислена к лику равноапостольных.

Позднее части Святого Древа разошлись по всему христианскому миру, так что в Иерусалиме осталась лишь небольшая часть Креста, которая по сей день хранится в Храме Воскресения.

Поскольку в день Воздвижения вспоминаются страдания Спасителя, христиане соблюдают строгий пост. Богослужение совершается в облачениях тёмно-красного, багряного (символ страданий Христа) или фиолетового (как в дни Великого Поста) цвета. Во многом молитвословия службы Воздвижения сходны с песнопениями Страстной Пятницы.

На утрени Святой Крест выносится на середину храма для поклонения и полагается на аналое, украшенном цветами. При пении тропаря «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!» священнослужители и верующие трижды совершают земной поклон перед святыней. В течение ещё семи дней после праздника Крест находится на центральном аналое, где ему могут поклониться все приходящие в храм.

Цитата дня

«

Нет у праведных печали, которая не претворялась бы в радость, как нет и у грешников радости, которая не обращалась бы в печаль.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100