Официальный сайт

Протоиерей Олег Кручинин

Притча о милосердном самарянине: когда чужой становится своим

Притча о милосердном самарянинеДеление людей на категории «свой» и «чужой» характерно для любой эпохи. Умный или глупый, добрый или злой, лучший друг или соперник — такими эпитетами мы награждаем людей постоянно. И, кажется, что глупый никогда не поумнеет, а злому человеку никогда не суждено стать хоть немного добрее.

Но Евангелие учит нас иному: те, кто стопроцентно должны быть «своими», часто бывают хуже врагов. А «чужие», отверженные и презираемые, неожиданно спасают нашу жизнь.

Как же правильно провести границу, отделяющую друзей от врагов? Да и нужно ли её проводить? На эти вопросы отвечает притча о милосердном самарянине (Лк. 10:25-37), читаемая в храмах в 23-ю Неделю по Пятидесятнице. Её комментирует протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма Часов Яра.

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

 

Что написано и как читаешь?

Начало евангельского отрывка, на первый взгляд, может показаться несколько скучным. Некий законник, искушая Господа, задаёт ему довольно абстрактный вопрос: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»

Отвечать на него можно было бы долго и пространно. О грядущем Царстве Мессии немало говорили пророки, с трудами которых законник, внимательно изучавший Священное Писание, наверняка был хорошо знаком. Поэтому что он ожидал услышать от Господа — повторения известных истин? Или что-то кардинально расходящееся с Законом Божиим? Якобы думая о вечной жизни, на самом деле он искал повод, чтобы обвинить Иисуса Христа.

Господь берёт инициативу разговора в Свои руки и отвечает вопросом на вопрос: «В законе что написано? как читаешь?» И тут уже давать развёрнутый ответ пришлось самому законнику. Он объединяет две заповеди из книг Левит и Второзаконие в одну и произносит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».

Обратим внимание на два вопроса, заданные Иисусом Христом: что написано в Законе Моисея — и как ты, именно ты, читаешь и понимаешь этот Закон? Такое уточнение неслучайно. Законы, правила и нормы обычно нам бывают хорошо известны, но правильно понимать и толковать эти правила способны не все.

Стараясь исполнить до мельчайших деталей все из более чем 600 заповедей, приведенных в Священном Писании, иудеи за формой и деталями теряли дух Закона. Сказав о необходимости любить ближнего, законник не конца понимал, как, кого и зачем он должен любить. Господь разъясняет ему притчей.

 

Из Иерусалима в Иерихон — падение с Неба на землю

По дороге из Иерусалима в Иерихон, отстоящий от него в 30 километрах, шёл человек. На него напали разбойники, которые его раздели (одежда была дорогой и очень ценилась), ограбили, избили и оставили лежать при дороге еле живым.

Эти два города приведены в притче не случайно. Иерусалим — это город иудейского храма, построенного царём Соломоном, город святой, место поклонения Богу. Расположенный на высоте около 750 метров над уровнем моря, он символически олицетворяет Небо или современную Церковь, в которой мы служим Господу.

Иерихон — противоположность святому граду. Он расположен на 250 метров ниже уровня моря (то есть разница высот с Иерусалимом составляет километр) и символизирует в притче землю, населённую греховными людьми. Печальную славу Иерихон приобрёл благодаря жившим там блудницам, массовым поклонениям языческим богам, приношению в жертву детей и неуважению к Закону Божьему.

Дорога из Иерусалима в Иерихон была небезопасной. Банды разбойников нападали на путешественников и купцов, поэтому знающие люди не ходили там в одиночку. Герой притчи отправился в путь сам, что было безрассудно с его стороны.

По мнению отцов Церкви, этот путешественник — образ падшего человечества, спустившегося с райских высот на грешную землю. Разбойники — злые духи, слуги сатаны, снимающие с человека Божественные одежды веры и благочестия и ранящие нас грехами и пороками.

 

Моисей, пророки и Мессия

Далее в притче появляются три новых героя: священник, левит и самарянин. Они тоже спускаются по известной дороге, видят человека в крови — и по-разному реагируют на ближнего, которому необходима помощь.

Священник, как уточняется в греческом тексте Евангелия, вообще переходит на другую сторону дороги. Видимо, боясь оскверниться кровью или прикосновением к телу этого человека, если бы он оказался мёртвым.

Левит, то есть ещё один служитель храма, подошёл к раненому, посмотрел на него и тоже перешёл на другую сторону дороги. Примечательно, что священнослужители возвращались из Иерусалима домой, а не шли на службу, то есть от них в этот день уже не требовалось безусловное соблюдение ритуальной чистоты. Да и священный сан сам по себе призывает к жертвенному служению. Но на практике произошло по-другому.

Священник в данном случае может символизировать Закон Моисея: подобно вождю израильского народа, он знал заповеди, но не смог применить их для исцеления падшего человечества.

Левит — это образ ветхозаветных пророков. Они гораздо ближе, чем Моисей, подошли к израненным душам людей, но полноценного лечения им предложить не смогли. Однако предупредили, что после них придет Мессия.

Так было и в притче. Спасителем, или образом Иисуса Христа, стал милосердный самарянин. Он не только оказал медицинскую помощь раненному разбойниками человеку, но ещё и привёз его в гостиницу, оплатил проживание там и пообещал хозяину гостиницы дать деньги во время своего второго визита туда.

Святитель Николай Сербский обратил внимание на интересную деталь. Если посчитать количество действий, которые совершил самарянин по отношению к человеку (нашёл, увидел, сжалился, подошёл, перевязал, возлил и так далее), то их будет 10. А десять, как число, означающее полноту чисел, означает полноту любви Господа ко всему человечеству. Он не только всё сделал для спасения раненого сейчас, но гарантирует Свою заботу обо всех преданных Ему во время грядущего Второго Пришествия Христова.

 

Любить тех, кто нас окружает

И, наконец, последний вопрос, который задаёт законнику Иисус Христос: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Ответ очевиден: «Оказавший ему милость». На что Господь наставляет: «Иди, и ты поступай так же».

Притчей о самарянине Иисус Христос вновь нарушает стереотипы того времени. Если священник и левит прошли мимо, то третьим по более ожидаемому сценарию по дороге должен был бы идти иудей — спаситель раненого человека. «Своими», или «ближними», для иудеев были единоверцы и соплеменники, но никак не «чужие» самаряне — вероотступники, еретики, пытавшиеся соединить веру в Истинного Бога с языческими культами и ритуалами. В Евангелии не раз подчёркивалось, что иудеи с самарянами даже не общались. А тут такая доброта и милосердие по отношению к представителю другой веры!

Эта притча вновь показывает, насколько ошибочным может быть человеческий суд и человеческое представление о счастье. Часто мы ждём проявления добрых чувств от наших детей или внуков, от друзей и знакомых, от родных или от тех, кто вместе с нами молится в храме. И каким жестоким может быть разочарование в таких по-настоящему близких нам людях!

А разочарование это говорит о том, что не законом любви к Богу или любви к ближнему руководствуемся мы в жизни, а законом любви к себе. Когда же так идеально выстроенная картинка жизни вдруг рассыпается как домик из песка, мы впадаем в гнев или в депрессию.

Евангелие же говорит о том, что ближним может стать любой человек, даже самый «дальний». Если мы перестанем строить мир только вокруг себя, а перенесём своё внимание на тех, кто нас окружает, то увидим немало объектов приложения наших сил и забот. Парадоксально, но оказывая добро ближнему, мы открываем своё сердце для Божественной благодати — и Господь будет проявлять милость уже на нас.

Притчей о милосердном самарянине Христос призывает нас не делить людей на «своих» и «чужих», а быть своими и ближними для каждого, кто нуждается в нашем внимании. «Иди, и ты поступай так же», — этот призыв обращён к каждому из нас.

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100