Официальный сайт

Мария Цырлина

Псалом 44. Пророчества о Рождестве Христовом

Хлудовская ПсалтирьО пришествии Бога в мир пророчествует ряд псалмов.

Псалом 44:7-8, 11.

Слова этого пророчествующего о Христе псалма читаются на Рождественской утрене (в составе избранного псалма).

7 Престол Твой, Боже, в век века:

жезл правости, жезл Царствия Твоего.

8 Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие,

сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой

елеем радости, паче причастник Твоих.

7 Престол Твой, Боже, вовек;

жезл правоты — жезл царства Твоего.

8 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие,

посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой

елеем радости более соучастников Твоих.

В них говорится о приходе Бога Слова на землю как Царя и о Его союзе с Церковью (в образе царской дочери).

«Престол» — здесь: Царство (свт. Иоанн Златоуст).

«Жезл правости» — то есть: правды. Жезл — атрибут царской власти.

«Помаза Тя» — в Древнем Израиле поставление царя над народом совершалось через обряд помазания елеем. Во многих ветхозаветных пророчествах воплощение Бога Слова нашего ради спасения изображается прежде всего как приход Царя и установление Его вечного Царства Правды на земле. Само греческое слово «Христос», как и древнееврейское «Мессия», означает «Помазанник» (на царство), то есть Царь.

«Тя, Боже, Бог Твой»: На подобные слова другого псалма (109:1) Сам Христос указывает как на свидетельство о Его Божественном достоинстве, о том, что пришедший на землю Спаситель — Истинный Бог, Вторая ипостась Пресвятой Троицы: «Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему?» (Мк. 12:35-37).

«Елеем радости» — Духом Святым (свт. Иоанн Златоуст, свт. Василий Великий). Святитель Василий Великий: «Прекрасно Дух именуется елеем радости. Ибо один из плодов, возвращаемых Духом Святым, есть радость».

«Паче причастник Твоих» — святитель Василий Великий: «То есть более всех людей, имеющих участие со Христом. Ибо им дается некоторое частное общение Духа: на Сына же Божия сошедший Дух Святый, как говорит Иоанн, пребысть на Нем (Ин. 1:32)».

Начало 11 стиха 44 псалма составляет прокимен — краткую песнь перед чтением Священного Писания за богослужением:

11 Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо Твое.

11 Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое.

Эти слова обращены к Церкви Христовой. Её псалмопевец призывает внимать словам Христа. «Слыши… и виждь» — «Бог даровал Церкви два блага: учение в словах и видение в чудесах и вере» (свт. Иоанн Златоуст).

«Дщи» («дочь») — святитель Василий Великий: «Сим наименованием вводит Церковь в свойство (родство) с Собою, по любви присвояя ей право быть чадом».

Пророчества о приходе в мир Бога можно встретить и в других псалмах.

Псалом 39:8

Этот стих также читается в составе избранного псалма на Рождественской утрене.

8 В главизне книжне писано есть о Мне.

8 В свитке книжном написано о Мне.

«В главизне книжне» — дословно с древнееврейского: «в свитке книжном». Свт. Афанасий Великий: «Главизною евреи называют свиток».

Псалом 49:2

«От Сиона благолепие красоты Его». Это стих также читается на утрени Рождества Христова.

Сион — святитель Иоанн Златоуст: в ветхозаветные времена благолепия красоты Божией был исполнен храм на горе Сион, в новозаветное время благолепие красоты Божией воссияло в Кресте Христовом, который был установлен также вблизи этой горы. Сион также образ будущего Царства Божия, в котором теперь уже явно откроется Божия красота.

Псалом 88

Автор этого псалма — Ефам, начальник одного из хоров левитов в царствование царя Давида. Содержание псалма — хвала Богу за все Его благодеяния. Слова псалма о прославлении царя, которого Бог избрал Своим первенцем, в пророческом смысле могут быть отнесены к потомку Давида — Христу. Поэтому отдельные его стихи — 2, 11, 27-28, 53 — читаются на Рождественской утрени в составе избранного псалма.

Также в состав этого избранного псалма входят стихи из 2 (7-8), 65 (1-3), 76 (5, 14-15), 81 (8), 88 (2, 11, 27-28, 53), 95 (11), 104 (2), 110 (3, 9) и 113 (11) псалмов.

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100