Официальный сайт

Протоиерей Олег Кручинин

Пять шагов по воде: как не поддаться маловерию и не начать тонуть

Хождение по водамМожно ли ходить по воде как по твёрдой поверхности? Конечно же, нет — скажем мы. И в таком ответе будем подобны апостолу Петру. Он увидел Иисуса Христа посреди бушующего моря, поспешил к Нему, а потом усомнился и начал тонуть. Маловерие — это проблема не только апостолов, но и любого из нас.

В Неделю девятую по Пятидесятнице в православных храмах читают фрагмент Евангелия от Матфея (Мф.14:22-34). О том, зачем Христос на время оставлял Своих учеников, о чём и кому Он молился и как научиться доверять Господу, рассказывает протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма Часов Яра.

И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.
А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.
В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.
Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,
но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
И, когда вошли они в лодку, ветер утих.
Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.
И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

 

Шаг 1. Уединённая молитва в тишине

История о хождении по водам Галилейского озера, также называемого морем, — прямое продолжение рассказа о насыщении нескольких тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Этому чуду было посвящено евангельское чтение Недели восьмой по Пятидесятнице (Мф. 14:14-21).

Господь «понудил» учеников Своих войти в лодку и отправиться без Него в сторону Капернаума. Сам же при этом «взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один».

Почему Иисусу Христу понадобилось отправлять учеников в плавание по морю без Него? Евангелист Матфей не дает ответа на этот вопрос. Но в аналогичной истории евангелиста Иоанна (Ин. 6:15) мы видим причину. Тысячи людей, внезапно получив хлеб и рыбу, хотели провозгласить Иисуса земным царем. Но не для этого Мессия пришёл в наш мир. Его целью было открыть людям дорогу в Царство небесное. Поэтому Господь часто избегал славы и стремился к уединению. Апостолы же, ещё не освящённые благодатью свыше, не до конца понимали миссию Христа и своим поведением могли нарушить планы Учителя. К тому же, в плавании по морю должен был открыться ещё один Божий замысел (о нём расскажем ниже).

О чем молился Христос наедине, мы тоже не знаем. Но видим, как часто Он прибегает именно к ночной и уединённой молитве к Отцу Небесному. Святитель Николай Сербский говорит: «Гора, уединение, темнота. Таковы условия, в которых человеку легче всего ощутить близость Духа Божия; таковы условия сладчайшей молитвы». Господь молится во время или накануне важнейших событий Своей земной жизни. Он часто цитирует псалмы царя Давида. Этим Он и нам даёт пример молитвенного общения с Богом.

 

Шаг 2. Держаться Христа

Между тем, апостолы плыли в лодке. Расстояние от Вифсаиды до Капернаума можно было преодолеть примерно за час, но путешествие затянулось часов на шесть. Ещё вечером море было спокойным, но потом подул «противный» ветер — и лодку начало бить волнами и бросать со стороны в сторону. По сути, лодка с апостолами — это вся Церковь Христова на тот момент. Но Спасителя в лодке не было, поэтому жизнь рыбаков оказалась в большой опасности.

Противный ветер — это любые бесовские нападения на Церковь и на христиан. Сатана всегда пытается сбить человека с пути истинного, бросает его то в огонь, то в воду. И чтобы не сбиться с верного курса, нужно держаться Христа.

Тут можно вспомнить ещё одно плавание по бурному морю (Мф. 8:23-27). Господь находился на корме лодке и мирно спал, несмотря на шторм. «Господи! спаси нас, погибаем», — взмолились тогда апостолы, и по воле Христа шторм прекратился.

Теперь взывать о помощи было не к кому. Могли ли апостолы подумать, что их лодку, оказавшуюся на середине моря, увидит с берега Иисус Христос? В Евангелии от Иоанна есть уточнение о том, что за время пути они проплыли 25 или 30 стадий. Стадия — это 185 метров, поэтому их путь по морю составил примерно 5 километров. Даже современные оптические системы не позволили бы их разглядеть. Тогда же никаких технических систем не было.

 

Шаг 3. Не нужно бояться

«В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю», — продолжает евангелист Матфей. По римской традиции, в течение ночи четыре раза сменялись караульные на постах охраны. Поэтому «четвертая стража ночи» соответствует примерно трем часам. В такое время ещё явно было темно.

«И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали». Страхи наслаивались один на другой: на середине моря, в самой глубокой его части, они могли утонуть из-за того, что лодка была готова перевернуться. А тут ещё одна напасть: чья-то фигура, приближающаяся по волнам!

Каким образом в ночи они разглядели фигуру, это ещё одна загадка. Один из святых предполагает, что Иисус мог просиять во тьме Фаворским светом. А может быть, в ту ночь просто было полнолуние.

И вот они слышат голос Христа: «Ободритесь; это Я, не бойтесь». Они понимают, что простой человек не может управлять стихиями природы и, тем более, ходить по воде. Законы физики тогда ещё не были сформулированы в современном виде, но, тем не менее, рыбаки осознавали, что это — чудо. А значит, ещё больше убеждались в божественной природе Иисуса Христа.

Показательно, что помощь от Господа пришла «тотчас». Призыв «ободритесь» касается каждого, кто тонет в житейском море страстей и несчастий.

 

Шаг 4. Вначале помоги, потом учи

Первым на зов Божий откликается апостол Пётр, человек горячий и импульсивный. «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде», — взывает он.

Такое обращение очень показательно. С одной стороны, Пётр, вроде бы, пытается выставить какие-то требования к Иисусу Христу. Апостол чуть ли не управляет Господом, и ещё сомневается в Нём.

С другой стороны, он говорит: «Повели мне прийти к Тебе». В слове «повели» слышится полное подчинение воле Господней. Иисус повелевает природой — и Пётр готов довериться Христу. Он выходит за борт лодки и идёт по волнам. Но поддавшись страху и «увидев» ветер, он теряет из вида Спасителя. В результате начинает тонуть.

Не останавливая ветер и волны, Иисус протягивает руку, поддерживает Петра и говорит: «Маловерный! зачем ты усомнился?» Когда они заходят в лодку, ветер прекращается.

«Показывая, что не ветер — причина потопления, но малодушие, Христос упрекает не ветер, но малодушного Петра», — подчёркивает блаженный Феофилакт Болгарский.

Показательно, что Господь вначале спасает тонущего человека, а уже потом его упрекает и воспитывает. Это подсказка всем нам в вопросе воспитания и обучения: не нужно добивать упавшего или погрязшего в пучине грехов человека. Нужно вначале протянуть ему руку помощи, хотя бы попытаться вытянуть в безопасное место — и лишь затем наказывать и исправлять.

 

Шаг 5. Верить в спасение — и помощь придет

Ещё одна подсказка заключается в том, что из-за своего маловерия мы тоже подвергаем сомнению Промысл Божий о нас. Зачастую, будучи зажаты в тиски проблем обстоятельствами жизни, мы забываем о Боге, ропщем на Него, не верим в спасение. А ведь чудо хождения по водам совершила не сила веры Петра, а сила небесной благодати.

Церковь Христова — это якорь нашего спасения. Когда мы тонем, когда боимся, когда наше воображение рисует фигуры призраков, нужно искренне помолиться: «Господи! спаси нас, погибаем». И помощь Божия обязательно придёт. Для кого-то — в четвёртую, заключительную, стражу ночи. А для кого-то — значительно раньше. Время спасения души назначает Господь. Но просьба об этом должна исходить от нас самих.

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100