Официальный сайт

07 апреля 2015 г.

Раб Божий — это звание, которое нужно заслужить

Благовещение в УглегорскеВ праздник Благовещения Пресвятой Богородицы архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Благовещенском храме Углегорска. По окончании богослужения архиепископ Митрофан обратился к прихожанам с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, отец настоятель и благочинный, дорогие братья и сестры!

Я от всей души поздравляю вас с Благовещением Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, великим двунадесятым праздником, который в этом году пришёлся на дни Страстной Седмицы. Так бывает нечасто. И, несмотря на то, что это дни особые, праздник Благовещения всё равно стоит на первом месте. Мы его празднуем сегодня в этом храме как престольный день. Празднуем торжественно, как будто бы и нет Страстной Седмицы у нас на календаре.

Я впервые на Благовещение здесь, в этом храме совершаю богослужение. Так получалось, что каждый год в этот день я богослужение совершал в городе Горловка. Там тоже был Благовещенский храм. И мы в этом храме молились, было соборное архиерейское богослужение, мы торжественно этот день праздновали.

В прошлом году, в августе, этот храм в результате прямого попадания снаряда был полностью разрушен. Сейчас на этом месте ничего нет. Здесь настоятель Благовещенского храма отец Виктор, он со мной сегодня приехал на службу. Надеюсь, что когда закончится война, мы этот храм сможем восстановить. Но я с большой радостью приехал сюда для того, чтобы помолиться вместе с вами в этот праздничный престольный день.

Праздник Благовещения — это день особенный. Этот день наполнен такой радостью, которая показывает нам, что в мире, в жизни человеческого рода всё совершается по Промыслу и по воле Божией. Ничего без воли Божией не происходит. Что бы ни было, верующий человек, христианин знает, что без Промысла Божия это не происходит.

Благовещение открывает нам и другую сторону, показывает, что не только воля Божия действует в этом мире, не только от воли Божией зависит всё, что происходит здесь, на земле. Очень многое зависит ещё и от воли человеческой, от воли тех существ, которых Господь сотворил по Своему образу и подобию, которым дал разум и свободу, которых благословил жить и наследовать эту землю.

Казалось бы, самое главное, самое важное событие в истории рода человеческого — Боговоплощение, пришествие в мир Сына Божия — происходит по воле Божией. На Предвечном совете прежде сотворения мира было принято решение о том, что Бог станет Человеком, воплотится, придёт в этот мир. Но когда это решение осуществляется? Когда становится возможным исполнение этого замысла? Когда воля человеческая соглашается с волей Божией.

Самое важное событие — Боговоплощение — не происходит без воли человеческой, без согласия самого человека. Когда архангел Гавриил пришёл к Деве Марии и благовестил Ей о том, что Она станет Матерью Сына Божия, что через Неё воплотится и придёт в мир Сам Господь, это могло произойти только после Её согласия, Её слов: «Се, Раба Господня, буди Мне по глаголу твоему» (Лк. 1:38).

Если бы не было согласия Девы Марии, если бы не было согласия воли человеческой с волей Божией, событие Боговоплощения не могло бы произойти. До тех пор Боговоплощение не происходило, Сын Божий не приходил в мир, пока на земле не появился такой человек, такая Отроковица, Которая могла Себя всецело предать воле Божией, как Дева Мария, Пресвятая Богородица. Сын Божий приходит в мир не только по Своей воле, но и по воле человеческой, с согласия рода человеческого, от лица которого Дева Мария сказала: «Се, Раба Господня, буди Мне по глаголу твоему».

С этим событием перекликается праздник Рождества Христова. В ночь Рождества есть такая удивительная стихира накануне праздника, где спрашивается: «Что Тебе принесем, Христе, Яко явился eси на земли, яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей, Благодарение Тебе приносит: Ангели — пение, Небеса — звезду, Волсви — дары, Пастырие — чудо, Земля — вертеп, Пустыня — ясли. Мы же — Матерь Деву». Ту, Которая смогла из всего рода человеческого согласиться всецело покоряться воле Божией и следовать этой воле. И это величайший пример каждому из нас.

Мы привыкли всегда говорить: «На всё воля Божия». Но отдаём ли мы себе отчёт, что это значит, когда мы произносим эти слова? Если на всё воля Божия, значит, каждый из нас должен, подобно Деве Марии, всё, что происходит в нашей жизни, принять с таким же смирением и с такой же благодарностью и сказать такие же слова: «Се, раба, или раб Господень, буди мне по глаголу Твоему».

А мы говорим словами, что на всё воля Божия, но в душе мы не соглашаемся, чтобы так было. Мы всё равно говорим: «Господи, Ты должен сделать так, вот так или по-другому». Ведь мы часто даже в повседневной, бытовой жизни, а не в каких-то важнейших событиях, которые решают и определяют судьбу, свою человеческую волю ставим выше воли Божией. А какой аргумент? «Мне так хочется. Я хочу, чтобы было так».

До тех пор, пока мы не научимся волю Божию ставить на первое место в своей жизни и принимать её так, как её принимала Пресвятая Дева, наша жизнь не станет христианской. Христианской она становится тогда, когда мы подражаем Пресвятой Богородице, когда мы волю Божию принимаем, хотим быть носителями этой воли и следовать ей, чего бы нам это ни стоило.

Некоторых современных людей смущает слово «раба» в ответе Девы Марии. Она сказала: «Раба Господня». Дело в том, что на Руси у славян рабов никогда не было. Рабы были на Западе. Там был рабовладельческий строй, людей продавали и покупали. И мы слово «раб» воспринимаем в негативном смысле. Те, кто учились в советской школе, помнят: «Мы — не рабы, рабы — не мы». Какие мы рабы? Мы свободные люди.

Но «раб» в языке славян, так, как это было переведено в Евангелии — это не тот раб, которого продали за деньги, или невольник, которого захватили и силой заставили что-то делать. Раб — это тот, кто свою волю добровольно, с любовью порабощает, отдаёт в господство своему Владыке и Господину. Это символ высочайшей любви, высочайшего достоинства.

Раб Божий — это звание, которое нужно заслужить, потому что Дева Мария первая Себя назвала этим именем. Но Она не была рабой в том смысле, что Её заставил кто-то это сделать, или Она была невольницей обстоятельств, в которых Она не могла поступить по-другому.

Архангел стоял и ждал Её согласия. Ждал, согласится ли Она волю Божию исполнить. Но ждал не просто архангел. Ждала Святая Троица — Отец, Сын и Божественный Дух. Ждал весь род человеческий. И когда Она с величайшей любовью, с доверием к Богу произнесла эти слова, совершилось то событие, которое мы сегодня празднуем. Чудесным образом от действия Духа Святаго Сын Божий воплотился во святой утробе Девы Марии.

Дай Бог, чтобы мы с вами заслужили право носить это высочайшее звание раба Божия, свою волю добровольно, а не насильно отдавать Богу, потому что так поступает только тот, кто любит. Когда муж и жена вступают в брак, ведь они тоже становятся рабами друг друга. Но разве это позор? Разве это насилие? Разве не добровольно каждый из них надевает кольцо на палец другому? Разве не добровольно они соглашаются друг другу служить всю свою жизнь, и это служение разве не приносит им счастья и радости, если они совершают его в любви и вере, самоотверженно? Тем более это справедливо, когда речь идёт о нашем отношении к Богу.

Господь не принуждает нас быть Его рабами насилием, или плетью, или страхом, или наказанием. Он хочет, чтобы мы как Дева Мария согласились добровольно свою волю подчинить Его воле и по этой воле жить. И дай Бог, чтобы каждый из нас смог это сделать хотя бы отчасти так, как это смогла сделать Пресвятая Дева. Чтобы мы каждый день спрашивали себя: «Служу ли я Богу? Покоряю ли я Ему свою волю? Исполняю ли я Его заповеди? Ведь я ношу звание христианина, а это звание даёт мне право быть наследником Царства Небесного и жизни вечной, делает меня родным Богу, обладателем величайшего сокровища».

Дай Бог, чтобы каждый из нас осознавал это высочайшее достоинство христианское и умел делать то, к чему нас призывает в сегодняшний день праздник Благовещения Пресвятой Богородицы: покорять свою волю воле Божией. Пусть Милосердный Господь укрепляет каждого из нас жить по воле Божией, посылает Своё благословение, поможет каждому провести в мире, любви, исполнении воли Божией дни Страстной Седмицы и с радостью встретить праздник Светлого Христова Воскресения, который ожидает нас в ближайшие дни.

С праздником вас всех поздравляю!

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100