Протоиерей Олег Кручинин
Расслабленный и его друзья: путь к Богу через крышу
В воскресенье шестой недели по Пятидесятнице в православных храмах читают фрагмент Евангелия от Матфея (Мф. 9:1-8). Здесь речь идет об удивительном случае исцеления Иисусом Христом парализованного (или «расслабленного», как принято называть его в церковнославянском переводе) человека.
Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.
И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.
При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.
Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?
ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?
Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.
И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.
Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.
Два расслабленных в Новом Завете
На протяжении трёх с половиной лет Своего общественного служения Иисус Христос неоднократно исцелял людей. Среди них были и «расслабленные» — не способные двигаться самостоятельно из-за слабости мышц, то есть их паралича.
В честь одного из таких расслабленных даже названа неделя — четвёртое воскресенье по Пасхе. Евангелист Иоанн Богослов описывает подробности этого чуда, случившегося в Иерусалиме, при Овчей купели, которая называлась Вифезда (Ин. 5:1-15). Тридцать восемь лет человек мечтал первым погрузиться в воду этой купели в тот момент, когда на воду сходил ангел. Ведь тот, кто успевал первым войти в купель по возмущении воды, выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
«Не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин. 5:7), — так сокрушался этот больной. В итоге человеком, пришедшим на помощь, оказался сам Иисус Христос.
В Евангелии от Матфея речь идёт о другом расслабленном. Он жил в городе, который назван «Своим городом» для Иисуса Христа. Речь идёт о Капернауме, рыбачьем посёлке на побережье Галилейского озера. Там часто проповедовал Иисус Христос. И именно в Капернауме Он обрёл Своих ближайших учеников — апостолов Андрея, Петра, Иоанна Богослова и других.
Наверняка исцелённых Господом расслабленных людей было больше. Но евангелисты говорят о двух — об иерусалимском и капернаумском — чудесах.
Путешествие с носилками по крыше
Евангелист Матфей не уточняет, каким образом в Капернауме расслабленный человек оказался лежащим перед Иисусом Христом. Между тем, у других евангелистов есть важные подробности.
Лука говорит о том, что люди, несущие постель с этим больным, не смогли пройти через двери дома, так как дом был полон людьми. Тогда они «влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса» (Лк. 5:19). Благо, что в условиях жаркого климата временной крышей могли быть доски или солома, кожа или циновка, натянутые над внутренним двором дома. Туда можно было подняться по лестнице. Евангелист Марк ещё дополняет, что несущих постель было четверо (Мк. 2:3).
Конечно же, такое путешествие с носилками на крышу нельзя назвать простым. Только искреннее желание помочь своему страдающему родственнику или другу и уверенность в том, что Иисус его точно исцелит, заставило их отправиться в путь. Да и хозяин дома вряд ли обрадовался разобранной крыше.
«Видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:2).
Для современного человека такой ответ может показаться странным. Представим себе: у человека болит зуб. Он записался в лучшую клинику, дождался приёма, сел в кресло и раскрыл рот в надежде на стоматологическую помощь. А врач, не прикасаясь к зубу и инструментам, говорит:
— Дерзай, сынок! Прощаются тебе грехи твои. Иди с миром.
— Причём тут грехи?! — явно возмутится больной. — У меня же болит зуб, а не душа!
И если врача-стоматолога при таком ответе, наверняка, будут ждать неприятности, то иудеи в древности понимали, что между болезнью тела и души есть прямая связь. А для Сына Божьего, тем более, была ясна истинная, греховная причина страданий парализованного человека. Поэтому первым делом Спаситель исцелил душу больного, хотя Он и не назвал вслух причину его страданий.
Не только сказать, но и сделать
«Видя Иисус веру их…» — в этих словах подчёркивается вера не только четырёх друзей, которые несли больного, но и вера самого расслабленного. По словам святителя Иоанна Златоуста, не имея веры, он не позволил бы нести себя в другой дом и поднимать на крышу.
Услышав слова об отпущении грехов, некоторые из присутствовавших книжников стали мысленно роптать: «Он богохульствует». Действительно, правом отпускать грехи обладает только Бог. И здесь Иисус Христос являет ещё два признака Своей Божественной природы. Во-первых, Он читает их мысли и отвечает им. А во-вторых, Он исцеляет парализованного человека. «Что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?» — спрашивает Господь.
На самом деле, сказать можно и одно, и второе. А вот не только сказать, но и сотворить чудо может только Бог. Поэтому Сын Человеческий исцеляет больного и отправляет его домой, чтобы все убедились в истинности чуда.
Здоровье близких — в наших руках
«Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам», — ещё одна парадоксальная фраза. Народ прославил Бога, но всё-таки решил, что исцеление произошло от человека Иисуса. Признать в Нём Мессию они никак не могли.
Давайте признаемся: не так ли точно поступаем и мы? Мы верим в науку, в медицину, в человеческий разум. Но почему тогда одного пациента врачи исцеляют, а другого, с аналогичными симптомами, у них не получается спасти? Не потому ли, что не всегда понятный нам Промысл Божий даёт каждому то, что полезно для спасения его души? Кому-то нужно быстро выздороветь, а другому бывает полезно и поболеть.
Друзья расслабленного настолько горячо молились и так хотели помочь, что Господь исцелил и душу, и тело этого человека. А другой больной может месяцами и годами лежать, забытый и заброшенный своими родственниками. Мы будем роптать на медицину и на лекарства, хотя путь к исцелению может быть другим. Доброе слово поддержки, исповедь, причастие, соборование больного способны творить чудеса.
В сегодняшней евангельской истории Господь увидел веру людей. Дай Бог, чтобы и наша вера была настолько сильна! Тогда мы сможем помочь и себе, и другим.
Читайте также:
Светлое око, служба двум господам и птицы небесные (Неделя 3 по Пятидесятнице)
Вера сотника и наши перспективы (Неделя 4 по Пятидесятнице)
Выбор между Богом и свиньями (Неделя 5 по Пятидесятнице)