Официальный сайт

Священник Димитрий Паламарчук

Рождество Богородицы: что и почему мы празднуем?

Рождество БогородицыКак отпраздновать День рождения Пресвятой Богородицы и что Ей подарить? Рассказывает священник Димитрий Паламарчук, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Доброполья, окормляющий храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Каменка.

Все праздники нашей Церкви — это не просто воспоминания об определённых исторических событиях, о чём-то давно прошедшем, но участие в этих событиях — как если бы они происходили сегодня. Они объединены Евхаристией. Рождество Пресвятой Богородицы — один из двунадесятых праздников — не исключение. В течение нескольких веков наша Церковь не отмечала этот день: если обратиться к истории, то его начали праздновать только во второй половине пятого века. Часто доводится слышать, что ни в одном из Евангелий о Рождестве Богородицы ничего не написано. Это правда, но не надо забывать слова апостола Павла, который в своих посланиях говорит, что мы научены не только Писанием, но и Преданием: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15).

Что мы празднуем в этот день? — Рождество Той, без Кого наше спасение было бы невозможным. Католическая церковь говорит, что Богородица была избавлена от первородного греха. Наша Церковь никогда не утверждала подобного. Пречистая была таким же земным человеком, как и все мы.

Почему без Богородицы не было бы нашего спасения? — потому, что, когда архангел Гавриил благовествовал Ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:30-33), — она ответила: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38). Какая вера и какое удивительное смирение!

Священникам очень часто приходится сталкиваться с людьми, которые говорят: «Я верю, но только в душе». Я таким задаю классический вопрос: а можно быть спортсменом в душе? Все говорят: нет, спортсмен должен быть спортсменом: вести особый образ жизни, ходить на тренировки, совершенствоваться и так далее. Так и христианин прежде всего должен быть христианином — как Пресвятая Богородица, Которая не только верила в Бога, но и доверяла Ему, а это не одно и то же. Мы часто читаем по утрам молитву Оптинских старцев, но на протяжении дня забываем, о чём в ней просим. А просим мы вот о чём: «Господи, какие бы я ни получил известия в течение дня, дай мне принять их со спокойной душой и твёрдым убеждением, что на всё Святая воля Твоя», — то есть уповаем, что Бог научит нас доверять Ему.

Мы не можем не участвовать в церковных праздниках евхаристически. Это значит, что христианину надо не просто прийти на службу, но участвовать в таинстве Причастия, исповедавшись накануне. Почему это так важно? Объясню. Мы дарим подарки своим родственникам и близким? — дарим. А почему Господу, Богородице и святым нет? Они тоже их ждут. Какие подарки мы можем им преподнести? Разве им что-то нужно? — ничего, кроме наших чистых сердца и совести. Мы знаем, что совесть у нас запятнана, но в таинстве покаяния она очищается, и это — лучший подарок Пречистой. О том же говорил псалмопевец Давид: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» («жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже») (Пс. 50:19).

Ещё раз подчеркну: любой церковный праздник — это не только воспоминание о каком-то событии, но и портал в то время, когда оно происходило. Мы не просто участвуем в Евхаристии или вспоминаем Тайную Вечерю, но становимся её непосредственными участниками! Иногда от этого даже страшно делается. Хотя — почему иногда, всегда страшно…

Сказать «да будет воля Твоя» — тоже страшно. Нам кажется, что мы лучше знаем, что нам надо, оттого и не доверяем Богу. Мне в этом плане нравятся молитвы святым. Если переложить каждую из них на современный и понятный язык, то получится примерно такое: «Дорогой мой святитель Николай! Ты же там рядышком с Богом, прошу: помолись обо мне, я сам боюсь и стесняюсь! Замолви словечко, напомни, что я есть!» Мне кажется, это правильный подход на пути обретения доверия к Богу.

Сегодня мы празднуем не только День рождения Той, Которая показала нам пример величайшей веры и величайшего смирения, но и торжество Её родителей. Святые Иоаким и Анна, происходившие из семей первосвященников, были отвергнуты обществом, поскольку в древнем Израиле бездетность считалась признаком греховности. Иоакима даже не допустили до служения — не дали принести жертву, поскольку считали грешником. Их искренняя вера, непрестанная молитва и доверие Богу тоже должны быть для нас примером. Вспоминая родителей Пречистой, мы понимаем: этот праздник — победа правды и справедливости. Бог видит всё: каждый год, прожитый в смирении перед своей участью, всю боль и надежду. Почитайте житие святых праведных Иоакима и Анны, оно очень вдохновляющее.

Замечу, к слову, что нам очень полезно изучать жития древних святых. Я очень люблю эти книги. Есть нехорошее мнение в нашей Церкви, что жития — это такие сказки для православных. Возможно, оно не безосновательно, но я убеждён: древние жития очень важны, поскольку показывают не только высоту веры, но и глубину искушений и падений. В новых житиях такого нет, они довольно шаблонны: святой «родился в благочестивой семье, был воспитан в вере, пошёл в монастырь, добился больших духовных даров, умер». Человек ничего не находит в них для себя. А в древних встречаются такие, например: «Жил, стал монахом, достиг дара прозорливости и исцелений, изнасиловал и убил девушку, покаялся и опять обрёл святость». И ты думаешь: ого! Господи, прости: у меня нет такого покаяния, но дай мне его. Мы видим живых людей, которые победили грех в себе, преодолели самое отвратительное — и спаслись. Значит, и для нас это возможно. Удивительно, но, читая жития древних святых, не замечаешь пропасти времени, пролегающей между ними и нами. Мы читаем, как люди говорили святым Иоакиму и Анне: «Вы бездетны — значит, грешники!» — и видим, как сегодня люди по-прежнему говорят болеющему: «Это Бог тебя наказал!» Оказывается, за сотни лет ничего не изменилось, только исторический антураж.

Я хочу верить, что наша душа чувствует, когда соприкасается с правдой, и потому не сомневаюсь, что праздник Рождества Богородицы — один из самых светлых и важных для нас, ведь это торжество правды, веры и доверия Богу.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100