Официальный сайт

Мария Цырлина

Сокровищница мудрости Иисуса сына Сирахова

Ветхий Завет. Кодекс Алеппо«Как несправедлив мир! Почему мы страдаем и умираем? Нет смысла ни в чём, что делается под солнцем!», — восклицают книги Екклесиаст и Премудрости Соломона. «Просто живите и радуйтесь, сейчас и в будущей вечности, которая вас ждёт. Как? Сейчас я вам расскажу», — говорит книга Премудрости Иисуса сына Сирахова.

 

Книга Библии, потерянная для евреев

Во многом книга Премудрости Иисуса сына Сирахова перекликается с Премудростью Соломона. В ней даже цитируются пословицы из неё, а образ Премудрости Божией, сотворившей мир и управляющей им, — словно продолжение образа из книги царя Соломона. Тем не менее, автор этой книги жил семь веков спустя после славного библейского царя — в III веке до н.э., время войн Маккавейских за освобождение Иерусалима от иноземной экспансии и преследований за веру со стороны сирийских правителей. В ней упоминаются восстановление Иерусалима после вавилонского плена, поздние пророки Ездра и Неемия.

До нас эта книга дошла на греческом языке. Её перевод с древнееврейского сделал внук Иисуса сына Сираха, не пожелавший назвать своё имя. О нём известно лишь, что он приехал в Египет при царе Евергете Птолемее и был переводчиком. Именно в это время египетский правитель приглашает в столицу, центр науки и искусств — основанную Александром Македонским Александрию — иудейских переводчиков для пополнения Александрийской библиотеки книгами израильского народа.

Всего в столицу Египта прибыло 72 переводчика. Они перевели с древнееврейского на древнегреческий Священное Писание Ветхого Завета. Так появился греческий перевод Септуагинта, название которого образовано от латинского слова «семьдесят». Очень вероятно, что перевод и предисловие к книге Иисуса сына Сирахова составил один из семидесяти двух толковников, современник праведного Симеона Богоприимца.

Читать книгу Премудрости Иисуса сына Сирахова интересно. В ней вы найдёте советы, как выбирать друзей и вторую половинку, воспитывать детей и заботиться о престарелых родителях, вести финансовые дела и общаться с высшими вас по рангу. Есть в книге и немало духовных поучений — о смирении и страхе Божием, милосердии к ближним, молитве и покаянии.

Автор обращается ко всем без исключения: богатым и бедным, священникам и царям, образованным книжникам, врачам, ремесленникам, крестьянам. Сам он относился, вероятнее всего, к книжникам или законникам — учёным мужам, посвятившим себя изучению Священного Писания и его толкованию.

Ветхозаветные евреи любили эту книгу и читали уже в III-I веках до н.э., а имя Иисуса сына Сирахова упоминается в Талмуде и Мидраше. А вот в древнееврейский канон библейских книг она не вошла. Во-первых, её посчитали слишком поздней. Она появилась, когда кодекс Ветхого Завета уже был составлен. Во-вторых, её подлинник на древнееврейском языке был утрачен, скорее всего, из-за того, что её долго не переписывали, пользуясь старыми рукописями, а пергаментные свитки имеют свойство разрушаться со временем. Остался только греческий перевод.

 

Богословие и аскетика до Христа

Во многом идеи, высказанные в этой книге, близки к христианским. Например, в ней есть упоминание о двух ипостасях Пресвятой Троицы — Боге Отце и Сыне:

Воззвал я к Господу, Отцу Господа моего, чтобы Он не оставил меня во дни скорби, когда не было помощи от людей надменных (Сир. 51:14).

А учение Премудрости на страницах книги очень похоже на христианское учение о Святом Духе:

Прежде всего произошла Премудрость, и разумение мудрости — от века.

Источник премудрости — слово Бога Всевышнего. (…)

Кому открыт корень премудрости? и кто познал искусство ее?

Один есть премудрый, весьма страшный, сидящий на престоле Своем, Господь.

Он произвел ее и видел и измерил ее и излил ее на все дела Свои и на всякую плоть по дару Своему, и особенно наделил ею любящих Его (Сир. 1:4-10).

Нравственное учение в ней поразительно близко к христианской аскетике.

О страхе Божием:

Начало премудрости — бояться Бога (1:15). Страх Господень — слава и честь, и веселие и венец радости (1:11).

Об искушениях:

Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив (2:1-4).

Горе сердцу расслабленному! ибо оно не верует, и за то не будет защищено (2:13).

Не устраняйся от плачущих и с сетующими сетуй. Не ленись посещать больного, ибо за это ты будешь возлюблен (7:37-38).

О прелоге греха:

Самое движение гнева есть падение для человека (1:22).

О возможности заразиться грехом:

Кто входит в общение с гордым, сделается подобным ему (13:1).

О не осуждении и любви к врагам:

Не укоряй человека, обращающегося от греха: помни, что все мы находимся под эпитимиями (8:6).

Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрем (8:8).

Как это созвучно с учением Нагорной проповеди!

А эти слова прямо отсылают нас к молитве «Отче наш», которую Спаситель дал всем Своим ученикам:

Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои (28:2).

 

Рецепт радости от Иисуса сына Сирахова

Книга ценна ещё и тем, что даёт духовные советы, которые мы не найдём больше нигде в Ветхом Завете. Например, о покаянии:

Не говори: «я грешил, и что мне было?», ибо Господь долготерпелив. При мысли об умилостивлении не будь бесстрашен, чтобы прилагать грех ко грехам… Не медли обратиться к Господу и не откладывай со дня на день (5:4-8). Если ты согрешил, не прилагай более грехов и о прежних молись (21:1).

И о молитве:

Прежде, нежели начнешь молиться, приготовь себя, и не будь как человек, искушающий Господа (18:23). Не малодушествуй в молитве твоей (7:10). Молитва смиренного проникнет сквозь облака (35:17).

О снах:

Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям (34:2). Гадания и приметы и сновидения — суета (34:5). Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению (34:7).

Об отношении к врачам:

Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими (38:1-4).

Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова изобилует советами. Следуя им, по мысли автора, можно прожить эту земную жизнь счастливо и безбедно. Премудрость возвышает сынов своих и поддерживает ищущих ее: любящий ее любит жизнь, и ищущие ее с раннего утра исполнятся радости: обладающий ею наследует славу, и, куда бы ни пошел, Господь благословит его (4:12-14). Даже если человек простой крестьянин или, что ещё хуже, раб, не беда: верность заповедям Божиим и мудрость избавят его от бедности и рабства, и рабу мудрому будут служить свободные (10:28).

43 глава представляет собой гимн творению, а последующие — святым мужам, жившим в разные эпохи и при разных обстоятельствах и ставшим для нас примером праведной жизни. Завершается эта книга молитвой Иисуса сына Сирахова, которая во многом перекликается с псалмами Давидовыми: Прославлю Тебя, Господи Царю, и восхвалю Тебя, Бога, Спасителя моего; прославляю имя Твое, ибо Ты был мне покровителем и помощником… (51 глава).

В отличие от исполненного тревоги по причине несправедливости мира, озадаченного вопросами смерти и поиска смысла жизни автора Екклесиаста, Притчей и Премудрости Соломона, Иисус сын Сирахов полон невозмутимого спокойствия, смирения, благодарности Творцу и восторга перед Его творением. Хотя время повстанческих войн и мученичества за веру, в которое он жил, никак не способствовало этому.

К чему все эти рассуждения о тленности бытия, если на этой земле можно найти подлинную радость о Боге и наслаждаться ею? Боящиеся Господа! надейтесь на благое, на радость вечную и милости (2:9). Эту радость не в силах отнять никакие обстоятельства, а за чертой вечности её станет только больше.

 

Читайте также:

Мудрость царей: Екклесиаст

Мудрость царей: Притчи Соломона

Мудрость царей: книга Премудрости Соломона

Самая прекрасная песнь

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100