29 мая 2025 г.
Старинный Вознесенский храм Горловки отметил престольный праздник
В праздник Вознесения Господня Божественную литургию в Вознесенском храме посёлка Байрак города Горловки возглавил митрополит Горловский и Славянский Митрофан. Ему сослужили митрополит Елисей (Иванов), а также секретарь Горловской епархии, благочинный Николаевского округа в Горловке протоиерей Владимир Туренко, благочинные Богоявленского округа протоиерей Сергий Книгницкий, Енакиевского округа протоиерей Алексий Суетин, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа Горловки архимандрит Тихон (Кондрашов), клирик Богоявленского кафедрального собора архимандрит Агафодор (Поляков) и настоятель Вознесенского прихода протоиерей Геннадий Жирнов.
За богослужением пел молодёжный архиерейский хор «Росток» под руководством Ольги Ильчук.
По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился архимандрит Тихон (Кондрашов). Он раскрыл духовный смысл праздника Вознесения:
«Возносясь, Господь не оставляет нас: Он вместе с Собой забирает и нас, Он пролагает путь, открывает нам дорогу. Даёт нам возможность идти за Ним и нам, земным, стать небесными, каждому из нас иметь это духовное вознесение. Потому что Вознесение — это не простое перемещение в пространстве от земли на небо, а переход в вечность, в непреходящую славу, непреходящий свет, непреходящую истину.
Мы, получив победу над смертью через Воскресение нашего Спасителя, имеем возможность и вместе с Ним войти в небесные врата. И каждый наш день на земле — это духовное восхождение, духовное вознесение. Каждая ступенька к Небу — наша искренняя молитва, доброе дело по христианской любви, наш приход в храм, исповедание наших грехов перед духовником, участие в церковных таинствах, причастие Тела и Крови Христовых. Наше место — не здесь, на земле, но на Небесах».
По окончании литургии архиереи, духовенство и жители посёлка прошли крестным ходом вокруг старинной церкви.
Митрополит Митрофан поздравил собравшихся с праздником Вознесения Господня и престольным торжеством. В архипастырском слове он отметил, что Вознесение Господне — это событие, которое касается лично каждого из нас:
«Мы очень часто друг друга спрашиваем, каково наше будущее. Говорим, что оно от нас закрыто, мы его не знаем, но Церковь нам ясно и открыто говорит, каково оно. „Наше жительство — на небесах“, — свидетельствует апостол (Флп. 3:20). И это то будущее, о котором нам известно.
Если наша вера не останется брошенным в землю семечком, которое не выросло и не принесло никаких плодов, мы будем там же, где и Господь, вознёсшийся в этот день. Это то, о чём нам свидетельствует наша Церковь ясно и открыто и призывает нас об этом не забывать: помнить, что там наше небесное Отечество, там подлинная наша Родина и там то будущее, которому не будет конца».
Владыка также поблагодарил митрополита Елисея за визит в Горловку и обратился к нему со словами братской поддержки:
«Мы легко себя можем представить на Вашем месте, потому что если бы сюда зашла война так, как она зашла к Вам в Изюм, в Купянск, нам бы тоже пришлось или в тюрьме сидеть, как владыка Арсений, или куда-то уезжать, как Вам пришлось уехать.
В Изюме Ваш собор кафедральный в честь Вознесения Господня. Вы бы сегодня там праздновали престольный праздник вместе со своими прихожанами возле чудотворной Песчанской иконы Божией Матери, которую все любят, но Богу так угодно, что Вы теперь в таком скитании и ждёте, когда снова сможете вернуться к своей пастве.
Мы душой и сердцем хотим вас поддержать и рады, что Вы сегодня вместе с нами молились в этот праздничный день Вознесения. Верю, что несмотря на все испытания Господь благословит, и Вы снова в своём кафедральном соборе Вознесения Господня будете служить — а может быть, когда-нибудь и эту службу вспомните».
В ответном слове владыка Елисей поблагодарил митрополита Митрофана за радость общения и совместной молитвы:
«Сегодня я побывал среди своих. Я приехал в свой родной Донбасс. Здесь я родился, здесь я вырос, здесь я стал тем, кем я стал. Именно здесь я получил духовное образование, стал священником, монахом, архиереем.
Я вспоминаю то время, когда мы часто служили вместе, общались. Сейчас эта ситуация нас разделила, но всё равно мы вместе. Сегодня действительно я духовно воспрял, я вновь набрался сил здесь, на родине.
Многая и благая Вам лета! Дай, Господи, мир и благополучие нашей донбасской земле, особенно Горловке, Вашему кафедральному городу!»
После богослужения всех прихожан и гостей храма ожидала праздничная трапеза.
Накануне митрополит Митрофан совершил всенощное бдение с литиёй в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики соборного храма.
Вознесение Господа Иисуса Христа на Небо произошло на сороковой день после Его Воскресения. Поэтому праздник всегда выпадает на четверг. Событие вознесения подробно описывается в книге Деяний апостольских (Деян. 1:1–14). О нём также упоминают Евангелия (Мк. 16:14–20, Лк. 24:50–53).
Господь собрал всех Своих учеников на горе Елеон вблизи Иерусалима. Преподав им последние наставления и благословляя их, Он на глазах у них стал возноситься на Небо. После того, как Его заслонило облако, два Ангела в белой одежде явились ученикам со словами: Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1:11).
Хотя вознесение совершилось видимым для учеников образом, Господь взошёл не на физическое, а на духовное Небо, где воссел одесную Бога Отца. Видимый образ понадобился для того, чтобы укрепить веру последователей Христа.
Несмотря на кажущуюся разлуку с Господом, ученики возвратились в Иерусалим с великой радостью. Последними словами Христа Своим ученикам были: «Се, Я с вами во все дни, до скончания века» (Мф. 28:20). После Вознесения Господь не покинул этот мир и Своих последователей. Событие, произошедшее на Елеоне, не отняло у нас Христа, а во Христе соединило Небо и землю.
Вознесение было итогом смерти и Воскресения Сына Божия, завершением нашего спасения. С этого момента человеческая природа прославлена, она становится причастной Божественной жизни и общению с Богом. Отныне Вознесение — наше призвание и цель нашей земной жизни. То, что произошло на горе Елеон, показало, что обожение — не абстрактное философское понятие, а духовная и физическая реальность.
Через соединение со Христом в таинстве Евхаристии мы имеем возможность стать причастниками Воскресения и Вознесения. В первом Послании святого апостола Павла Фессалоникийцам сказано, что в последние времена Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес. 4:16–17).
Богослужение в этот день совершается в белом облачении как символе Божественного Света. Вознесение Господне празднуется восемь дней — до предпразднства Пятидесятницы, дня Сошествия Святаго Духа на апостолов.
В прошлом году старинный Вознесенский храм в посёлке Байрак отметил двухсотлетие со дня освящения. Первый храм в слободе Государев Байрак был построен в 1792 году. Вскоре деревянную церковь заменили на каменную. Храм из местного камня с толщиной стен 2,5 метра строился тридцать лет. В 1824 году в нём начались богослужения. По воспоминанию старожилов, звон огромного колокола церкви был слышен в соседних посёлках.
В 1936 году Вознесенский храм закрыли. Перед закрытием церкви в посёлке появился монах — Христа ради юродивый инок Святогорского монастыря Иоанн Босый (Пахомов). Он служил чтецом при храме и предсказывал наступление тяжёлых времён для верующих.
Во время закрытия церкви её священника Николая Горового и диакона арестовали. О дальнейшей их судьбе имеются противоречивые сведения. Христа ради юродивого монаха Иоанна Босого забрали немного ранее. Он был расстрелян в тюрьме города Артёмовска по обвинению в антисоветской пропаганде. Перед смертью над ним издевались — сажали на лёд в стужу. Старожилы свидетельствуют, что когда Иоанна Босого в последний раз увели, в байракском храме заплакали иконы.
Разрушить мощные стены церкви безбожники не смогли — разобрали только деревянную колокольню. Бронзовый колокол храма исчез навсегда. В церкви сделали зернохранилище, а с началом войны устроили конюшню.
В 1942 году на оккупированной территории посёлка Байрак немцы разрешили открыть храм — фашисты в своей политике стремились действовать наперекор советским властям. Церковь восстанавливали всем посёлком. Правда, вместо купола сделали крышу. Богослужения в церкви возобновились и не прекращались даже зимой 1943 года во время сильнейших морозов. В байракский храм стремились сотни людей. Жители вспоминают: на воскресной литургии, когда каждый зажигал свечку, в неотапливаемом помещении храма становилось тепло, по замёрзшим стенам текла вода.
После войны храм не закрывался. Новая волна гонений началась в 1958 году. Власти решили сравнять церковь с землёй. Местные жители встали перед бульдозером и не дали этого сделать. Тогда власти разрешили совершать богослужения, а со временем и отремонтировать церковь, что было большой редкостью в то время.
В 2000-е годы старейший горловский храм увенчался новым куполом и колокольней. 30 мая 2022 года, когда настоятель и прихожане готовились к престольному празднику, на территорию церкви прилетел снаряд. К счастью, обошлось без жертв. Пострадали крыльцо и фасад старинного храма.