Официальный сайт

Протоиерей Николай Марковский

В чём разница между Ангелом-хранителем и небесным покровителем

В поисках Горнего мираС протоиереем Николаем Марковским, настоятелем Покровского храма пос. Зайцево, разбираемся, кто такие Ангелы-хранители и святые покровители, выясняем, обижаются ли святые, и учимся не впадать в язычество.

Каждый человек в таинстве крещения получает от Бога Ангела-хранителя. Это бестелесный дух, который всегда находится с этим человеком, незримо помогает ему. Часто мы говорим: «Что-то подсказало», «совесть не дала поступить иначе», — это всё действие Ангела-хранителя. В церковной практике имеется множество свидетельств помощи ангелов людям.

Кто такой небесный покровитель? Когда мы крестим ребёнка или взрослого человека и выбираем ему имя, как правило, это имя какого-то почитаемого угодника Божьего. Так мы незримо связываем этого человека с тем святым, во имя которого он назван. В своих молитвах христианин обращается к своему небесному покровителю и, конечно, этот святой угодник становится ему несколько ближе других.

Небесным покровителем может быть не только тот святой, в честь которого человека назвали, но любой другой угодник Божий, который по тем или иным причинам стал близок. Например, многие люди, не носящие имя Спиридона, обращаются к святому Спиридону Тримифунтскому, потому что чувствуют особую любовь к святителю, ощущают его заступничество и помощь. Можно молиться святому, которого Церковь прославляет в тот день, когда вы родились, он тоже будет вашим небесным покровителем.

Порой спрашивают, грех ли не молиться тому святому, в честь кого назван? Не обидится ли он, если мы станем молиться другим угодникам Божиим? Отвечу так: как можно говорить о грехе, если человек молится? Если он обращается к горнему миру, то можем ли мы осуждать его? Безусловно, это не будет грехом. Физически невозможно в своих молитвах обратиться ко всем святым, помянуть их сугубо. Их сонм, так что, если мыслить в логике вопроса, кто-то в любом случае останется «обиженным».

К счастью, святые не обижаются. Человек сам выбирает, кому ему молиться. Не надо мерить всё своими человеческими мерками, они к вышнему миру не имеют отношения. Подход, когда молящийся переживает об обидах святого, по сути языческий. Это у язычников так: этому богу принёс жертву, тому не дал, он обиделся и стал мстить. В православии такого нет, хотя некоторые ведут себя именно по-язычески. Думаю, многие видели в храмах людей, которые набирают охапку свечей и потом бегают и ставят их по всем подсвечникам — чтобы никого не обидеть. Они действуют в соответствии с принципом «чем больше, тем лучше». Он срабатывает не всегда. Если ты поступаешь так без молитвы, без веры, то пользы от этого никакой не будет.

Всё нужно делать с верой и полной отдачей. В любой сфере: в работе, спорте, отношениях — и в молитве тоже. Если ты молишься от всего сердца — то такая молитва угодна Богу. Если просто стремишься сделать побольше, не задумываясь о содержании, — такое отношение Богу однозначно неугодно.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100