Мария Цырлина
Вертепный Ангел: между проповедью и профанацией
Наступает время, когда христиане спешат рассказать всему миру о радости Рождества Христова. В витринах магазинов и на прилавках рынков фигурки Пресвятой Богородицы с Богомладенцем в яслях соседствуют с весёлыми зайчиками, санта-клаусами и собаками, год которых наступает по китайскому календарю.
В храмах и за их пределами запросто можно встретить пастушков, волхвов, ангелов и праведного Иосифа Обручника. Их шествие продолжают ряженные в медведей, казачков и козлов дети и взрослые. Они несут вифлеемскую звезду и поют о родившемся Христе.
На святках всё смешается в этом карнавале — евангельская весть и сказка, молитва рождённому Богомладенцу и весёлая задорная песня. Лишь в Крещенский сочельник святое и мирское разойдутся по разным углам. Рождественскую звезду и вертеп уберут в пыльную коробку и положат на полку — до следующего года.
Святой Франциск Ассизский и первый вертеп
Корни театральных рождественских постановок идут вглубь веков. В отличие от нас, в Европе традиция вертепов никогда не прерывалась. У католиков в день Рождества Христова было принято вспоминать о месте, где произошло это событие, представлять его в своём воображении и мысленно переноситься туда.
Место рождения Христа — Святая пещера, которая сейчас находится под полом вифлеемского храма. В нише пещеры установлено изображение звезды из мрамора. Рядом расположен Придел яслей — место, куда был положен Богомладенец. Сами ясли, то есть кормушка для овец и коз, которую Богородица использовала вместо колыбели, были в незапамятные времена вывезены крестоносцами в Рим как великая святыня.
Святую пещеру изображали на иконах и делали её подобие в храмах. Первым этим занялся святой Франциск Ассизский в 1223 году. Его идею тут же подхватили настоятели и прихожане других храмов. Однако, по мнению некоторых исследователей, эта традиция появилась ещё во времена единства Православной и Католической Церквей — в V веке.
Чтобы простым людям было понятнее, рядом с изображениями Девы Марии и Спасителя ставили фигурки овец, осликов и коз. Со временем рождественские инсталляции стали «оживлять», делая нечто похожее на кукольный театр. Перед прихожанами евангельский сюжет Рождества разворачивался в красках и оживших образах.
Позднее появились и совсем «живые» вертепы. О Рождестве Христовом рассказывали переодетые актёры. Они стремились передать эмоции людей, в первый раз услышавших о приходе Спасителя мира, их радость и удивление. Это, конечно же, производило неизгладимое впечатление на прихожан.
Проповедь в действии
Параллельно с вертепами «с XI века в Западной Церкви становится известен обряд-мистерия „Поклонение пастырей“. Нужно сказать, что слово „мистерия“ указывает на таинство и, следовательно, на связь с богослужением.
Итак, на мраморном столике, возвышавшемся над главным престолом, устраивались ясли, в которых находилась статуя или изображение Девы Марии. Пять старших священников-каноников в церковном облачении с амиктами (льняными платками) на голове и с жезлами в руках представляли собой вифлеемских пастырей у входа в алтарь. К ним подходил мальчик из хора, изображавший ангела, и возвещал пастырям рождение Спасителя, произнося евангельские строки.
Пастыри проходили в алтарь, а в это время дети-певчие, стоявшие в разных местах храма, представляли небесное ангельское воинство и пели: „Слава в вышних Богу…“ Затем пастыри направлялись к яслям с пением гимнов в стихах.
Здесь их ожидали два каноника, условно представлявшие двух женщин, находившихся при Святой Деве. Они спрашивали: „Кого ищете в яслях, пастыри?“ — „Мы ищем, — отвечали пастыри, — Спасителя Христа“. Женщины (каноники) отдергивали завесу, которая скрывала статую Младенца Иисуса. Указывая на нее, они говорили: „Вот он — этот Младенец со своей Матерью“.
Тогда пастыри преклонялись перед Ним и приветствовали Деву Марию гимном: „Будь благословенна, Царица Неба“, а потом торжественной процессией возвращались в алтарь. При этом они пели: „Аллилуйя, аллилуйя! Воспойте же Его пришествие!“ Затем следовал возглас священника, которым начиналась обедня» (Чистякова Л.Б. Рождественский вертеп. История его появления в России// Виноград. — 2008. — № 21).
Вертепы на Руси: история и традиции
Именно в этот момент, в XVI веке, традиция вертепов (этим словом славяне называли пещеру) добрела до Руси. В отличие от католиков, у нас, православных, кукольное Рождество можно было встретить не в храме, а совсем в противоположном месте — на рыночных площадях. Там в дни святок давались представления с участием переносного кукольного театра.
В деревянном домике мини-театра помещалась не только пещера Рождества, но и «небо», где вестью о рождении Спасителя делились ангелы, и даже дворец царя Ирода, к которому приходили волхвы. Народная фантазия шла дальше. Потребность наказать нечестивого Ирода привела к появлению дополнительного нижнего этажа в вертепном театре — «преисподней», куда злого царя утаскивали с предыдущего этажа бесы.
К изображениям Богородицы и Спасителя в вертепе всегда подходили очень трепетно. Иногда даже заменяли их иконами. Наряду с этим представления проходили под музыку, нередко весёлую танцевальную, а после евангельского рассказа разыгрывались смешные бытовые сценки.
Вскоре, а именно в XVIII веке, вертепы стали такими популярными, что их показывали в домах знатных людей и даже духовных лиц. В этот момент воедино слились две народные традиции: старая — обряда колядования — и новая — рождественских вертепов.
Колядники, с которыми Церковь упорно боролась вплоть до XVIII века, теперь не только носили с собой вертеп, но даже и сами наряжались в пастушков и волхвов, а не только в козлов и медведей, как того требовал языческий обычай. Вместе с пожеланиями урожая стали звучать произведения народного творчества, прославляющие родившегося Богомладенца.
Не только положительные герои вертепа стали теперь стучаться к людям ночью: колядники с удовольствием наряжались и в царя Ирода, популярными были такие персонажи, как чёрт и смерть. Задачей двух последних было утащить Ирода в ад.
Как же сейчас Церковь относится к этой карнавальной традиции? Можно ли христианину изображать святых или, напротив, нечистых духов? Совместима ли евангельская весть с увеселительной музыкой и развлечениями?
Дети и Ангелы
Протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма в Зайцево:
— Если дети не изображают конкретных Ангелов, имена которых мы знаем, а это просто абстрактное изображение, я не вижу в этом ничего плохого. Дети, по сути, и есть ангелы. Если они их изображают, если эта сценка добрая — ничего плохого здесь нет, но если изображается конкретный святой угодник, Дева Мария или Христос, я выступаю против этого.
Во многих храмах устанавливают вертепы с изображениями Богородицы и Младенца Христа. Кто-то приносит к вертепу подарки или деньги — это народная традиция. Хорошо это или плохо — я судить не буду никого. На Западной Украине есть традиция наряжаться и ходить по домам в Рождество, рассказывая историю рождения Спасителя.
Изобразить евангельский сюжет мы можем, но всегда можно обыграть так, чтобы не взять грех на душу. О событии Рождества могут возвестить пастухи, жители Вифлеема или просто рассказать ведущий. Рождество Христово можно изобразить вертепом, статичными фигурками или иконой.
Волхвов Церковь причислила к лику святых, но до сих пор ведутся споры о том, кем они были. Одни считают, что астрологами, звездочётами. Другие — что это были мудрецы, учёные. Чем они конкретно занимались, по прошествии стольких лет мы сказать не можем. В западной традиции это не мудрецы, а цари. В дословном переводе «волхв» — это «мудрец», возможно «жрец». Волхвов, ангелов, пастухов — то, что не касается столпов нашей веры, чему мы не поклоняемся, можно изображать.
Иногда рождественские постановки проходят в самом храме. Я поддерживаю эту традицию. В Евангелии Христос говорит: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14). Если дети с чистым сердцем выучили стихи, разучили какую-то сценку и выступают перед прихожанами — это замечательно. На солею я бы, конечно, детей не ставил — это место святое, но если дети выступают просто посреди храма, я только за.
Музыка в храме и санта-клаусы на ёлке
При этом не надо забывать о том, что храм есть храм. Это не опера, не кинозал, а место, куда люди приходят помолиться, прикоснуться к Богу, Его благодати. Если в храме проходят представления, то, конечно, руководителю воскресной школы надо отдавать себе полный отчёт, что именно он вносит в храм. На мой взгляд, абсолютно неприемлемы какие-то непонятные одеяния, декорации, например, серые волки, дровосеки с топором. Если выступление проходит в доме культуры — это нормально.
Ребёнок должен понимать, что храм — это место, где он должен вести себя благочестиво. Он стоит не только перед священником, прихожанами, но и пред лицем Бога. У него должно быть благоговение перед Богом, алтарём и святыми иконами.
То же самое касается музыки в храме — есть специально приспособленные помещения для этого. Как правило, выступления, которые проходят в церкви, — более камерные, для постоянных прихожан, родителей. Не стоит приносить в храм музыкальные инструменты или включать там музыку. Для этого есть сцена.
Есть традиция изображать икону Рождества, Ангелов на ёлочных украшениях. Это своего рода проповедь, когда к тебе приходят гости и видят, что у тебя действительно христианская ёлка. Если с одной стороны на ёлке такие изображения, а с другой — «Санта-Клаус» — это уже плохо. Также не стоит украшать таким образом ёлку тому, кто не ходит в храм и не имеет отношения к Церкви — это не имеет никакого смысла.
Часто такие ёлочные игрушки создают дети — клеят бумажных ангелочков. В этом тоже ничего плохого нет. Это детская икона. Дети в нашей воскресной школе понимают, кого они вырезают из бумаги, и делают это с благоговением. Это прекрасно. Если семья христианская, она не допустит, чтобы попирались какие-то святыни. После Рождества, когда ёлка будет разобрана, ангелов не выбрасывают в мусорное ведро.
Фото священника Олега Кручинина
Традиция, идущая из катакомб
Протоиерей Богдан Ильчук, благочинный Шахтёрского округа:
— Ещё первые христиане в катакомбах изображали Христа и святых. Это древний обычай. У нас сегодня тоже он есть. Мы изображаем Христа не только на иконах, но и ставим вертеп в память о Рождестве, вырезаем фигурки ангелов, привлекая к этому детей, наряжаем такими изображениями ёлку. Это приемлемая и допустимая традиция.
На Рождество есть традиция показывать в храме разные сценки. Участвуя в них, дети выражают свою веру. Это продолжение торжества.
Маленькие прихожане наряжаются в ангелов, пастухов. Я думаю, лучше воздержаться от изображения Христа, Богородицы в таких постановках, а рассказать о них словами. Православные христиане даже не дают имена детям в честь Христа и Божией Матери. У католиков есть такая традиция, но, как мы знаем, они отпали от истинной веры, у них сейчас несколько иное учение.
В нашей Церкви нет прямого запрета на изображение святых. Часто в детских постановках изображают святителя Николая Чудотворца, например.
В сценках, которые показывают в храме, на мой взгляд, неуместна музыка — мы не включаем её в церкви. Недопустимо устраивать представления на амвоне — это святая часть храма, которая изображает гору Сион, и туда нельзя подниматься мирянину. Лучше показывать такие постановки ближе к притвору или перед центральным аналоем посредине храма — в том месте, где будет всем видно.
Хоббиты славят Христа
В 1917 вертепы и рождественские представления были запрещены. Этот запрет действовал до самого окончания советской эпохи. Вертепные домики заняли место на пыльных музейных полках.
Народные традиции Рождества были возрождены спустя семьдесят с лишним лет. Сегодня вертепы украшают храмы и даже занимают там почётное место. Нередко и сам храм становится огромным вертепом, где дети разыгрывают театральное действо по мотивам евангельской истории.
Традиции дореволюционных вертепов были утрачены и сегодня восстанавливаются лишь некоторыми энтузиастами-любителями, но вместо утраченных пришли новые. Деревянные фигурки заменяются необычными дизайнерскими куклами ангелов и других персонажей.
Из года в год воскресные школы готовят адаптированные к Рождеству светские театрализованные постановки. О рождении Спасителя в них возвещают белочки, зайчики и лисички, а то и вовсе неожиданные персонажи — Дедушка Мороз, Снегурочка или мушкетёры. Так, в Москве был разыгран рождественский вертеп, в котором в качестве персонажей присутствовали хоббиты — герои книги Джона Толкиена «Властелин колец», — и не просто присутствовали, а прославляли Рождество Христово.
Детская икона Рождества
Протоиерей Сергий Кравченко, руководитель миссионерского отдела Добропольского благочиния:
— По поводу детских изображений ангелов, сцен Рождества — это вполне приемлемая детская икона. Есть каноническая иконописная традиция, а есть академическая живопись, которая уже давно принята Церковью. В древности живописные изображения Христа осуждались, а сейчас нет. Мы сплошь и рядом видим иконы и фрески, которые представляют собой картины.
Отношение Церкви к каким-то явлениям меняется с течением времени. Например, статуи, так распространённые у католиков, поначалу осуждались в нашей Церкви. Сейчас же мы видим, как открываются и освящаются на территории храмов памятники святому равноапостольному князю Владимиру и другим святым. Наши традиции меняются.
Современному человеку, и тем более ребёнку, трудно воспринять каноническую икону. Детские изображения ангелов, святых, Христа и Богородицы на рождественских украшениях кажутся приемлемыми, хотя ещё совсем недавно считались недопустимыми.
Я бы не решился играть Христа
Всё должно быть в меру. Недопустимо устраивать спектакли на амвоне. Может быть, в нашей епархии такого нет — сейчас повсеместно у воскресных школ есть отдельные помещения для выступлений, — но я видел в других епархиях, как в храме показывают чуть ли не акробатические номера, становятся спиной к алтарю, а прихожане садятся на стулья и смотрят концерт. Это уже какое-то неблагоговение перед святостью храма.
Такие спектакли были бы полезны в детских домах, больницах, как одна из форм проповеди. Детям неинтересно будет слушать проповедь, евангельскую весть до них нужно донести на их языке. В то же время для прихожан храма смысла в такой форме миссионерской деятельности нет. Мы не видим подобных спектаклей в монастырях, которые должны быть для нас образцом устроения духовной жизни.
Можно ли изображать в подобных миссионерских постановках Христа, Богородицу, — вопрос сложный. Многие из нас выросли на фильмах «Иисус из Назарета» и подобных. Достаточно много современных молодых людей пришли к вере после просмотра фильма Мела Гибсона «Страсти Христовы».
С одной стороны, это миссионерство. Евангелие молодёжь не читает, пусть хотя бы фильм посмотрит. С другой, если бы мне лично сказали: «Пойди, изобрази Христа», — я бы не пошёл, хотя любой священник — это образ Христа. Часто актёры, которые играют такие роли, пьют, курят, блудят, ведут образ жизни далеко не духовный, зарабатывают деньги на своей роли.
В Украине традиция — костюмированные шествия колядников. Они наряжаются даже в нечистую силу, однако на Крещение каждый, кто играл нечистых духов, обязательно окунается в освящённую иордань, в святую воду, тем самым, как они считают, очищая себя от этого. Хотя, конечно же, это не так — очиститься от грехов можно только покаянием и исправлением!
К детским выступлениям, в которых изображаются святые, у меня двоякое отношение. Всё зависит от того, сможет ли это принести кому-то какую-то духовную пользу.
Знаменный распев и проповедь для рокеров
Ещё двести лет назад к театру и лицедейству Церковь относилась негативно. Актёров называли «шутами». В IV веке святитель Иоанн Златоуст осуждал зрелища, которые уводили людей от Церкви, от молитвы.
Проходит время, и взгляды людей меняются. Сначала светскую музыку, которая стала классической, начали называть духовной, а о новом веянии — роке — говорить, что это плохо. Сейчас рок-концерты посещают священники и даже архиереи для проповеди перед собравшимися, проводятся рок-фестивали во имя благих целей, например, «Рок против наркотиков». Ещё совсем недавно такое название было бы воспринято как «Козёл против капусты».
Раньше в храмах практиковался знаменный распев. Те произведения, которые исполняются сейчас в церкви, выглядели бы как некое кощунство. В церковный хор не допускались женщины. Сегодня мы видим повсеместно женский состав церковного хора, на маленьких приходах женщины нередко читают Апостол во время литургии, что раньше тоже не поощрялось.
Вошло в традицию исполнение песен детьми после богослужений в честь каких-то праздников. На Рождество Христово в храме звучат не только колядки, но и весёлые детские песни, прославляющие рождение Спасителя.
Не сделать Рождество сказкой
Меняется время, а с ним и традиции, меняется подход к миссионерству, проповеди. Во всех новшествах, с которыми мы встречаемся в церковной жизни, нужно ориентироваться на благословение священноначалия.
Сегодня мы не можем прийти к людям с какими-то древностями — нас просто не поймут. Нужно стараться достучаться до сердца человека всеми возможными способами, тем более, когда речь идёт о детях. Чем интересней будет рассказ о Рождестве Христовом, христианских истинах, тем больше надежды, что какая-то часть услышанного останется в их сердцах.
Самое главное — не сделать Рождество какой-то сказкой, где евангельская история будет перемежаться с историей Колобка и воспримется так же несерьёзно. Нельзя в одном представлении с библейскими персонажами выступать аниматорам — клоунам, «Фиксикам» и героям «Щенячьего патруля».
Мнение патриарха Алексия II
В Православной Церкви до сих пор ведутся споры, можно ли изображать Христа и святых в театральных постановках и кинофильмах. Время от времени их подогревают выходящие в прокат громкие фильмы, такие как «Страсти Христовы» Мела Гибсона.
6 октября 2005 года Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал интервью журналу «Фома»:
«Мне удалось посмотреть фильм М. Гибсона, а из фильма М. Скорсезе я видел лишь некоторые фрагменты. Несмотря на то, что в фильме „Страсти Христовы“ не все созвучно православному богословию, автором картины, конечно, руководило глубокое религиозное чувство. К сожалению, во втором фильме ничего из этого мы не встречаем. Напротив, режиссер пытается приписать свои страсти Личности Иисуса Христа. Такие приемы не только оскорбляют чувства верующих, но и искажают историческую действительность» (Источник: http://www.patriarchia.ru).
Иконы на ёлке
Протоиерей Владислав Шестаков, клирик Крестовоздвиженского храма Горловки:
— Спектакль может стать формой проповеди. Театральные постановки, подготовленные воскресными школами — детская проповедь о Христе. В них приводятся слова из Евангелия и поучений святых, рассказывается о библейских событиях. Естественно, детям приходится изображать святых людей и ангелов для того, чтобы в спектакле была какая-то наглядность. В этом нет ничего плохого. Дети изображают ангелов, явившихся пастухам, волхвов, которые пришли на поклонение, праведного Иосифа Обручника.
Изображение Пресвятой Девы Марии или Христа многие стараются заменить фигурами, аппликациями, иконами, чтобы люди не играли эти роли. Не только потому что мы можем неправильно сыграть эту роль — сам человек несовершенен.
По поводу традиции украшать ёлку изображениями Рождества и Ангелов — у икон должно быть своё место. Не зря раньше образа размещали в особом «красном углу». Фигурки ангелов, вифлеемская звезда на рождественской ели вполне уместны — здесь мы не забавляемся, а, глядя на украшенную ёлку, вспоминаем о чуде Рождества Христова и о тех, кто был свидетелями этого чуда — ангелах и пастухах.
Опасная роль
В народных вертепных постановках есть роли чёрта и смерти, которые должны наказать царя Ирода. Эти роли придуманы не для того, чтобы посмеяться и повеселиться, а для того, чтобы показать реальность нечистой силы и выразить сюжет спектакля более ярко.
Многие отмечают, что эти роли просто так актёру не даются. Их должен играть человек с устоявшейся психикой, ведущий духовную жизнь, чтобы не нанести вред своей душе. Были случаи, когда после исполнения такой роли человек себя плохо чувствовал, нарушалось душевное здоровье. Режиссёр должен обращать внимание на выбор актёров для подобных ролей.
Мы не можем нести проповедь так, как её несут язычники в Африке, например. Наша проповедь спокойна и уравновешенна, так же, как и протекает вся жизнь в храме. На мой взгляд, можно считать приемлемым исполнение колядок, произнесение каких-то поздравительных слов в церкви. Дети часто учат стихи для таких выступлений.
Исполнение каких-либо ролей в храме — дело очень специфическое. Нужно учитывать контингент прихожан, их духовные потребности. Это может быть неадекватно воспринято. Само театрализованное представление на фоне икон, алтаря блекнет и теряется. Спектакль актуален в театре, так же, как рояль нам привычнее видеть на сцене.
Если в церкви мы будем включать какую-то громкую музыку и петь песни, это будет резать слух. Человек, который зайдёт в храм, не поймёт, что происходит. Если же концерт принесёт духовную пользу собравшимся людям, то это приемлемо. Это проповедь для детей, молодёжи. Раньше в храме проходила вся церковная жизнь. В любом случае, мы должны выставлять определённые рамки приемлемости этой проповеди в том или ином месте, учитывать, где мы находимся и к кому она обращена.
Христославы на роликах и колядующий троллейбус
Западные вертепные традиции тоже меняются. Вертепами в стиле оригами или модерн уже никого не удивить. В книгу рекордов Гиннеса попал гигантский мексиканский вертеп 1999 года. Фигурки Девы Марии и святого Иосифа в нём достигали 5,3 метра. К Рождеству 2011 года в брюссельской базилике Сакре-Кёр был сооружён ещё больший: композиция из множества фигур заняла весь первый этаж церкви, входящей в десятку крупнейших в мире, а стены Вифлеема вокруг инсталляции поднимались на высоту в семь метров. В Испании, в Бадахосе, на подземной парковке был размещён вертеп площадью 270 квадратных метров — целый ландшафт с реками, долинами и городами.
В Мексике также вырезают вертепы из редиса, в Санкт-Петербурге изо льда, а во Франции в вертепную уличную инсталляцию поместили фигуры слонов. В Монако пошли дальше — там в 2014 году провели фестиваль вертепов, собранных со всего мира.
Были случаи, когда вместо вертепа создавалась целая рождественская вифлеемская деревня, в которой несколько сотен актёров демонстрировали традиционные для Палестины I века ремёсла и занятия. Зрители могли свободно перемещаться вдоль композиции и даже внутри неё.
Вертепы в европейских странах тем более поражают воображение, когда осознаёшь, какую борьбу там ведут христиане сегодня за их существование. Так, во Франции после двухлетних споров в 2016 году законодательно разрешили устанавливать вертепы и проповедовать о Рождестве в общественных местах, но уже к Рождеству 2017 года суд снова запретил это делать.
Существуют и более странные рождественские традиции. В Венесуэле, например, всю предрождественскую неделю дети и молодёжь ездят на утреннюю церковную службу на роликовых коньках под фейерверки и радостные крики «Иисус родился!» В Эфиопии после рождественской литургии православные христиане собираются и играют в хоккей на траве. В веселье участвуют не только дети, но и взрослые.
В поисках необычного Рождества необязательно отправляться в Эфиопию. В 2017 году в Мариуполе по городу ездил праздничный троллейбус, в котором объединённый хор православных храмов исполнял колядки, а в Краматорске в том же году установили деревянный расписной вертеп.
Детское миссионерство
Протоиерей Николай Мельничук, благочинный Дружковского округа:
— Замечательно, что при многих храмах есть воскресные школы, в которых преподаватели дают возможность детям раскрывать свои таланты и проповедовать Евангелие. Сценарии праздников носят миссионерский характер. Они помогают донести до прихожан смысл тех событий, о которых вспоминает Церковь, наряду с богослужением, иконами, проповедью священника.
Воспитанники нашей воскресной школы «Вифлеемская звезда» традиционно поздравляют прихожан с Рождеством Христовым в храме стихотворениями и песнопениями, а спектакли мы даём уже на сцене — каждый год выступаем в Центре детского творчества для детей города. Такие представления носят миссионерский характер. Посмотреть их приходят не только дети, но и взрослые. Герои, которых мы выбираем для сценария, и его содержание обсуждаются. Главная цель — донести до людей слово Божие и помочь им прийти к вере.
Ещё не приходилось играть Богородицу или святителя Николая. Если в сценарии встречаются такие моменты — о Деве Марии или святом рассказывает ведущий. Прямого запрета на это в Церкви нет. Мы изображаем не сущность, а личность, образ. Детям, которые часто исповедуются, причащаются, я думаю, будет не грешно сыграть Ангела — как личность, а не сущность.
Музыку в храме, где люди привыкли молиться, мы не включаем. Может быть, на каких-то приходах нет отдельного помещения для выступлений, и им приходится выступать в храме, но у нас всё происходит на городской сцене в музыкальной школе или ЦДЮТ. С приходом тепла мы стараемся и выступления для прихожан перенести на улицу. Думаю, что подготовка к таким мероприятиям должна проходить с рассуждением.
Для украшения ёлки изображениями ангелов мы используем готовые шаблоны — ведь не все дети могут нарисовать красиво. Дети тоже участвуют в создании ёлочных игрушек — они накладывают цвет. Тогда ёлка получается действительно красиво украшенной, а изображения святых Ангелов не искажены неумелой детской рукой.
Несмотря на все перипетии, различия культур и эпох, проповедь о Рождестве Христовом идёт по миру. В дни святок дети и взрослые в который раз надевают маски и своим рассказом о чуде Рождества снимают их с тех, кто носил их весь год, опровергая утверждение Шекспира о том, что весь мир — всего лишь театр.