Екатерина Щербакова
Встречая чудо
С 17 по 20 сентября в Донецкой области будет находиться главная чтимая святыня Одессы — чудотворная Касперовская икона Божией Матери. Святыня прибудет по благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, и в течение четырёх дней верующие Донбасса смогут помолиться Божией Матери перед этим образом. Местами, где верующие смогут поклониться святыне, станут Богоявленский кафедральный собор города Горловки и Спасо-Преображенский кафедральный собор города Донецка.
История Православия преисполнена чудес. Каждый христианин соприкасался с ними так или иначе. Услышанная молитва, благополучный исход казавшихся неразрешимыми проблем, исцеление, мироточивая икона, чудо таинства Причастия… Какие-то из случающихся с нами чудес ярки, какие-то — незаметны и даже тайны, но в любом случае они всегда — проявление Промысла Божьего в нашей повседневной жизни.
Одни из самых удивительных, загадочных, порождающих множество слухов чудес — это чудотворные иконы. Говоря о них, важно помнить: каждая икона по сущности своей чудотворна, если у нас хватает веры, чтобы это заметить, но некоторые иконы приобрели особую известность. Одни из них были обретены при чудесных обстоятельствах (как Толгская), некоторые написаны святыми (Троица — св. Андреем Рублевым), некоторые найдены по видениям и снам (Казанская, «Неупиваемая Чаша»). Их объединяет одно — неизъяснимым путем изображённые на них святые откликаются на наши просьбы и молитвы, спасают, приходят на помощь и исправляют тогда, когда такое спасение уже кажется не в человеческой власти. С каждой чудотворной иконой связано множество удивительных историй.
Именно к таким иконам относится и Касперовская икона Божией Матери, которую православные Донбасса встречают 17 сентября этого года.
История этой иконы такова. В XVIII-XIX веках в Херсонском крае жило много сербско-русских семей, исповедующих православие. По некоторым сведениям, интересующий нас образ был родовым в семье одного из таких сербов-христиан. Икона переходила из рода в род, и в 1809 году была получена херсонской помещицей, женой штабс-капитана Николая Касперова Иулианией Ионовной. Кто, когда и где именно писал этот образ, неизвестно. Известно только, что «поселился» он в селе Касперово, недалеко от Херсона.
Первое чудо произошло в 1840 году. Семья Касперовых переживала тяжёлые времена, и потому Иулиания Ионовна долгое время молилась пред семейной святыней. Однажды она заметила, что икона стала необычайно светлой. Супруги не стали рассказывать об удивительном преображении, однако тайной оно оставалось недолго.
В том же году мелкопоместная дворянка Вера Бурлеева, долгое время страдающая от болезни, услышала во сне голос, повелевающий ей помолиться пред семейным образом Касперовых. После того, как Бурлеева это сделала, она полностью исцелилась. С тех пор об иконе пошла молва, и с каждым днём количество желающих помолиться пред образом увеличивалось. Слухи о чудотворной иконе множились, и в итоге она была перенесена из дома Касперовых в местный Николаевский храм.
В 1846 году благочинный Херсона провёл исследование множества свидетельств о чудесах и исцелениях, происходивших от иконы Божией Матери в с. Касперово. Для разбирательства была создана специальная комиссия, которая пришла к выводу, что эта икона действительно имеет чудодейственную силу.
Слава об иконе на тот момент пошла уже по всему Причерноморью. В 50-х годах XIX века по благословению Священного Синода и с разрешения императора с иконой неоднократно совершался крестный ход по главным городам Херсонской епархии — Херсону, Николаеву и Одессе.
В 1854 году, во время Крымской войны, граждане города Одессы обратились к преосвященному Иннокентию, архиепископу Херсонскому и Таврическому, с просьбой перенести Касперовскую икону Богоматери в соборный храм Одессы на всё время блокады. «От всего сердца веруем в чудную помощь Богоматери и уповаем, что пребывание Её Лика в нашем городе будет непреоборимым оплотом против вражеских нападений и надежнейшим залогом нашего спасения», — было сказано в письме к святителю.
Просьба жителей Одессы была удовлетворена, и 6 августа 1854 года икону крестным ходом принесли из Касперовки в кафедральный собор города Одессы, где она и оставалась до 20 мая 1856 года. Нужно заметить, что православные Крыма связывают с иконой как удивительное спасение Одессы, так и падение Севастополя во время Крымской войны. В первом случае всё православное население Одессы собралось на Соборной площади города и вместе с владыкой Иннокентием молилось о помиловании города, что чудесным образом и произошло. А вот главнокомандующий Севастополя отказался от помощи Матери Божией, не пожелав встретить в городе Её чудотворный образ, и вскоре после этого Севастополь пал.
С тех пор традиция совершать крестный ход с иконой по городам Херсонской губернии неукоснительно соблюдалась до прихода советской власти, а точнее — до 1918 года. Возобновлена она была только в 90-х годах ХХ века.
В сегодняшние дни Касперовская икона Божией Матери находится в Успенском соборе Одессы и является главной святыней этого города. А на месте имения Иулиании Касперовой сейчас стоят новые дома. Николаевский храм в Касперовке тоже не сохранился — был взорван немцами во время Великой Отечественной войны. На его месте расположен сельский стадион.
Но продолжаются чудеса помощи Матери Божией тем, кто с верой и упованием на Её милость склоняется пред Касперовской иконой. Продолжаются удивительные чудеса, и одно из них — то, что образ этот прибывает на Донбасс. Никогда ещё не путешествовал он так далеко. Только единожды икона вывозилась в Киев. Горловчане удостоены большой чести первыми принять у себя не список, а сам чудотворный образ. Как сказал архиепископ Горловский и Славянский Митрофан, «Пречистая Сама приходит к нам, и это большое чудо!»
…Тема «разоблачения» чудотворных икон уже много лет не теряет популярности. Материалистически настроенному разуму невозможно принять чудо. Вот и ищут досужие исследователи трубочки, подводящие к иконам масло, воду, «импровизированною кровь», как было где-то сказано… Ищут — и не находят.
Как относиться к чудесам — дело личное. У большинства из нас глаза и сердца не способны разглядеть Бога, действительно присутствующего в нашей жизни. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что чудеса, совершённые Господом Нашим, — это «дар Божий человечеству». Нужно только принять Его, Щедрого — радостно и с открытым сердцем. И жизнь сама собой наполнится чудесами, ведь и она сама — одно из величайших чудес, данных нам.