Официальный сайт

Мария Цырлина

Архиепископ Никон (Петин) — пастырь эпохи гонений

Архиепископ Никон (Петин)

Архиепископ Никон (Петин)

30 ноября Церковь чтит память преподобного Никона Радонежского. В честь этого угодника Божия освящён второй придел Николаевского архиерейского собора Горловки. О ещё одном человеке по имени Никон, которого нельзя не вспомнить в этот день, — Мария Цырлина.

Второй придел Николаевского храма, освящённый в честь преподобного Никона Радонежского, был открыт в 1980 году. С этого времени храму был присвоен статус собора. Вспоминая основание Никоновского придела, которое имело цель сделать Николаевскую церковь главным храмом Горловки, нельзя не вспомнить того, кто стоял у истоков возрождения Православия в нашем крае и в память о ком получил своё название этот придел.

Архиепископа Никона (Петина) можно назвать одним из тех людей, без которых наша современная жизнь была бы просто другой. Именно он, поставленный на Донецкую и Ворошиловградскую кафедру в 1945 году, способствовал духовному возрождению приходов. Он первым из епископов начал ездить по городам и сёлам, совершая богослужения и произнося проповеди, вопреки запрету властей.

 

Воскресение вымершего прихода

Будущий архиепископ Никон (Александр Петин) родился в Екатеринодаре (теперь — Краснодар) в 1902 году. Его род принадлежал к кубанским казакам. Образование он получил в духовном училище, Кубанском политехническом университете, на историко-филологическом отделении пединститута и Ставропольской духовной семинарии. Он принял священство с обетом безбрачия, и, несмотря на начавшиеся гонения, никогда не снимал подрясник.

Новопоставленного священника назначили в глухой приход в Пензе. Это происходило уже в то время, когда храмы закрывали, верующих преследовали, приходы вымирали. В абсолютно пустом храме на почти уже исчезнувшем приходе священник совершил литургию, а после неё произнёс проповедь. Церковный сторож рассказал об этом односельчанам, и в следующий раз на странного священника пришли посмотреть многие любопытные — и так и остались при храме. Вскоре на каждую службу в храм собирался почти весь город, чтобы послушать отца Александра.

ОГПУ издавало запреты и угрожало, но это не влияло на людей, в сердцах которых пробудилась вера. И тогда священника обвинили в гипнозе народа и в 1933 году приговорили к пяти годам лагерей.

Священник Александр Петин был сослан в Ухтинскско-Печорский исправительно-трудовой лагерь. И здесь он своей проповедью и личным примером способствовал духовному возрождению среди заключённых. Начальство было в ярости. Однажды летом его одного отправили на отдаленную заимку и «забыли» почти до зимы. Но Господь не оставил Своего служителя — священник выжил, конвоиры нашли отца Александра только лишь немного похудевшим.

 

По минному полю

Священник Александр Петин отбыл весь срок до конца. Выйдя на свободу, он вернулся на свой приход в Пензу. После начала Великой Отечественной войны священника призвали в стройбат. Здесь он заслужил такое уважение солдат и командующего состава, что, вопреки правилам, ему разрешили не снимать подрясник и не стричь бороду. Во время обстрелов солдаты старались бежать поближе к нему, заметив, что вокруг священника никогда не было убитых.

Когда его батальон случайно «забыли» за линией фронта, солдаты вынуждены были пробираться к своим через минное поле, оставленное нашими войсками для немецких танков, под обстрелом вражеских истребителей. Среди солдат росла паника, батальон был готов разбежаться и уже не подчинялся приказам командира. Тогда отец Александр по просьбе солдат и офицеров пошёл впереди, с обозом, который в случае артобстрела или встречи с миной был бы уничтожен первым. Воодушевлённые его примером солдаты пошли следом. С каждым его шагом в сторону наших в них росла вера, уже забытая за долгие годы атеистической пропаганды.

Священнику не хватило физических сил, чтобы продолжить вести солдат этим путём веры — дойдя до ближайшего населённого пункта, он слёг с двусторонним воспалением лёгких.

Ещё до окончания войны отца Александра комиссовали. За самоотверженность на фронте будущий архиепископ был удостоен наград «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а также личной благодарности от Сталина как Верховного Главнокомандующего.

Священнику Александру Петину было суждено продолжить своё служение на самых глухих и отдалённых приходах — в городе Кимры, а затем в селе Николо-Ям в Калининской области. Пример его веры не только сплотил людей вокруг храма, но и воодушевил жителей, которые сами терпели тяготы войны, отправлять на фронт целые обозы продовольствия и гуманитарной помощи.

 

Возродить православную веру

Неожиданно Господь призвал скромного священника к епископскому служению. 19 мая 1944 года в Крестовой Патриаршей церкви епископом Дмитровским Иларием (Ильиным) священник Александр был пострижен в монашество с именем Никон, а на следующий день, 20 мая, в зале заседаний Священного Синода было совершено наречение иеромонаха Никона (Петина) во епископа Ворошиловградского. 21 мая состоялась торжественная епископская хиротония в Спасо-Преображенском храме Москвы.

Находясь на Ворошиловградской кафедре, епископ Никон не оставлял забот о фронте. В сентябре 1944 года в фонд Красной Армии от Ворошиловградской епархии было передано 202 тысячи рублей. Пользуясь ослаблением внимания советской власти к деятельности Церкви, епископ Никон совершал богослужения постоянно, стараясь возродить в людях православную веру, он устроил богословские курсы, где сам читал лекции.

С 1945 года владыка Никон был назначен епископом Ворошиловградским и Донецким. Находясь на Донецкой кафедре, епископ Никон не покладая рук трудился для духовного просвещения народа. Он восстанавливал и открывал храмы, в то время как в других епархиях власти старались их закрыть, запрещая проводить даже текущий ремонт и искусственно приводя к аварийному состоянию.

При этом епископу Никону удавалось ладить с присланными правительством уполномоченными по делам религии, проявляя послушание светской власти в делах, не относящихся к вере — он сам первым спешил предоставить свои отчёты для Патриархии уполномоченному, реагировал на жалобы властей, связанные с поведением священнослужителей, и всегда их рассматривал, по просьбе уполномоченного призывал верующих и священнослужителей принимать активное участие в выборах в Верховный совет.

 

Николаевский собор Горловки, 1980-е гг

Николаевский собор Горловки, 1980-е гг.

Украинский златоуст

Проповеди, которые владыка Никон, боясь обвинения в гипнозе, произносил с закрытыми глазами, всегда собирали много людей. Прихожане их записывали по памяти на листках бумаги и передавали тем, кто не мог в этот день попасть в храм. Впоследствии эти записи собрал племянник владыки протоиерей Александр Кравченко. Он отредактировал их и составил два машинописных тома, которые всё ещё ожидают официальной публикации. В настоящее время издан лишь сборник акафистов, составленных архиепископом Никоном.

К ужасу уполномоченного, который докладывал об этом в Москву, епископ выезжал в города и глухие сёла для совершения там богослужений и проповеди. Всё это делалось в условиях, когда священников, хотя уже и вышедших из лагерей и тюрем, не хватало для проповеди и пробуждения веры в людях.

По причине нехватки духовенства в 1948 году епископу Никону пришлось занять также Херсонскую и Одесскую кафедру. В 1951 году он был возведён в сан архиепископа. Он не просто управлял двумя обширными епархиями, которые в нынешнее время разделены на несколько, но и оставался проповедником для своей паствы, посещая многие города. Совершал владыка богослужения и в Николаевском соборе Горловки.

По воспоминанию жительницы Одессы, духовной дочери архиепископа Никона и библиотекаря Одессой Духовной Семинарии Марины Михайловны Языковой, люди сотнями шли в храм, где проповедовал владыка Никон, несмотря на дождь и непогоду:

«Сколько раз в грозу, ливень, метель мы бежали в храм Божий, где должен был служить дорогой Владыка. Шли мы раз в мужской монастырь, и на дороге нас застала сильная буря с ливнем. Мы все измокшие, босые пришли в храм, такая масса шла воды, что невозможно было идти в обуви — вода достигала до колен.

Владыка очень удивился, видя в такую погоду всех нас. Людей был полон храм. И он сказал: „Родные мои! Как же вы пойдёте домой?! Я тоже с вами пойду!“

Мы все закричали: „Нет, нет, дорогой! Нам хорошо“… Всё же он прислал две легковые машины, которые всё время из монастыря и до трамвая возили детей и стариков. А мы возвращались домой мокрые, босые — но счастливые, и, кажется, не было счастливее нас во всём мире!»

(Журнал «Живой родник» № 68-69/2009, с. 12).

Не забыли владыку Никона и жители глухих сёл, где он когда-то возродил любовь к православной вере. Прихожане храмов в г. Кимры и с. Николо-Ям приезжали к нему в Одессу. Благодаря его проповедям, ещё недавно совсем пустые храмы наполнялись людьми, а пустые сердца — давно забытым огнём веры.

 

«Свобода совести» в Одессе

По благословению архиепископа Никона в Одессе был обновлён и получил статус кафедрального Успенский собор, отремонтированы многие городские храмы, восстановлены Архангело-Михайловский женский монастырь и Балтский Феодосиевский мужской монастырь, в Успенском мужском монастыре была построена резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского), что помешало закрыть монастырь и Одесскую духовную семинарию. Святейший каждое лето принимал здесь многочисленные делегации, проводил конференции. Всё это служило наглядной иллюстрацией «свободы совести» в Советском Союзе для других стран. Владыке Никону удалось благоустроить и Одесскую духовную семинарию.

Архиепископ Никон (Петин) отошёл ко Господу 16 апреля 1956 года после продолжительной и тяжёлой болезни, развившейся после страшной автомобильной аварии, которую многие считали покушением на одного из самых ярких архиереев Русской Православной Церкви.

Таких похорон не видела Одесса и не ожидали представители атеистической власти. По улицам шли тысячи плачущих жителей Донбасса, Одессы, Херсона, селян из Николо-Ям, которых не могла разогнать постоянно сновавшая в толпе конная милиция. Транспорт остановился. Тело владыки люди несли на руках через весь город — с Французского (тогда Пролетарского) бульвара, где при храме святых мучеников Адриана и Натальи находились архиерейские покои, до Успенского кафедрального собора на улице Преображенской (тогда Советской Армии).

Архиепископа Никона погребли в стене нижнего храма Успенского собора г. Одессы. Не только одесситы до сих пор вспоминают владыку с любовью, приходя каждую неделю на панихиду в Успенский собор. В памяти жителей Луганска, дончан и горловчан до сей поры звучат слова этого великого архипастыря Церкви Христовой: «Сейчас время позаботиться о твоей душе. Не спит земледелец, когда наступило время сеяния. Сейчас твоя жизнь — время сеяния вечных плодов, и это время ты просыпаешь. Что же ты будешь пожинать в вечной жизни? Так говорит тебе Слово Божие и так зовет тебя Святая Церковь: „Пробудись от сна, человек!“»

По материалам:

1. Архиепископ Никон (Петин). Я хотел быть среди людей. Рассказы, записанные его другом д-ром В.П. Филатовым. — «Андреевский вестник», № 13/2006. — http://www.rusvera.mrezha.ru/677/9.htm

2. Андриевский И., протоиерей. Архиепископ Никон (некролог). //Журнал Московской Патриархии № 6/1956. С. 14-16.

3. Верченко Анастасия. Архипастырь и воин. — http://www.ortodox.donbass.com/text/verchenko_nikon.htm
4. Исиченко Светлана. Деятельность архиепископа Никона Петина: взгляд советского чиновника. Воспоминание о владыке Никоне. //Журнал «Живой родник» № 68-69/2009. — С. 5-13.

5. Кравец Ольга. Вспоминая архиепископа Никона (Петина). 20.04.2013. — http://odnarodyna.org/node/13210

6. Кравченко А. Н. По минному полю скорбей : Архиепископ Херсонский и Одесский Никон (Петин) // Умолкнувшие колокола : Новомученики Российские. Жизнеописание. — М.: Изд-во им. Свт. Игнатия Ставропольского, 2002. — С. 402–416. — http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=5914

7. Трибушный Димитрий, чтец. Архиепископ Никон Одесский и Херсонский: явленность чуда. //Андреевский вестник: Пастырско-богословский журнал Одесской духовной семинарии. — 07/2002 . — N2(6) . — С. 38-40.

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100