Официальный сайт

15 февраля 2016 г.

Встреча с Богом обещана каждому из нас

Архиерейское богослужение в Николаевском собореВ праздник Сретения Господня митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Николаевском архиерейском соборе Горловки. После евангельского чтения владыка обратился к прихожанам с проповедью.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Поздравляю вас всех с праздником, дорогие братья и сестры!

Сегодняшний день именуется Сретением Господним. Об этом событии нам рассказывает евангелист Лука, а ему, в свою очередь, рассказала Пресвятая Дева Мария, со слов Которой он записывал своё Евангелие. Дева Мария рассказала апостолу Луке о том, что Она пришла в храм Господень на сороковой день после рождения Младенца, как это было положено по еврейскому закону.

В память об исходе из Египта положено было после рождения младенца принести его в храм и либо посвятить его Богу, либо принести за него жертву — обычно это был агнец или два птенца голубя. Все знают историю о том, как трудно было выйти из Египта Израилю, и сколько раз Моисею приходилось просить фараона, чтобы он отпустил народ. Но фараон был непреклонен, и тогда наступили так называемые казни египетские, одной из которых была смерть всех египетских первенцев. Только еврейские дети остались живыми. В память об этом был установлен обычай приносить детей в храм.

В сороковой день Дева Мария пришла вместе с младенцем Иисусом Христом в храм Господень, чтобы исполнить законный обычай. Уже само по себе это удивительно: ведь Сын Божий стал Тем, Кем Он не был — человеком, не переставая быть Тем, Кем Он был всегда — Богом. Эта удивительная тайна Боговоплощения непостижима человеческим разумом. И Он, как беспомощный младенец, приносится в тот храм, который посвящён Ему, и куда люди приходят для того, чтобы приносить Ему жертву как Всемогущему Богу, просить у Него помощи и милости. Младенец ничего не может сделать без помощи родителей, он на их руках. И Бог ради нашего спасения становится таким беспомощным существом.

В храме был человек, известный всему Иерусалиму и, несомненно, Деве Марии. Имя этого человека нам сохранило Слово Божие — его звали Симеон. Он был известен своей праведной, благочестивой жизнью и тем, что на нём почивала благодать Божия. Скорее всего, это было видно по его добрым делам и мудрым советам, по тому образу жизни, который он вёл. Но была и ещё одна деталь, которая делала его известным среди всех людей — он прожил неестественно долгую для того времени жизнь.

По преданию, он был одним из тех мудрых философов, учёных мужей, которым был поручен перевод Священного Писания на греческий язык для Александрийской библиотеки. Это знаменитый перевод семидесяти двух толковников. Праведному Симеону досталось переводить книгу пророка Исаии. Когда он дошёл до слов «се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14), то засомневался в этих словах. Он подумал, что если сказано «зачнёт во чреве», значит, речь идёт не о деве, а о жене, и захотел исправить «Дева» на слово «Жена». Но ангел Господень остановил его и сказал, что Симеон станет свидетелем исполнения этого пророчества — он увидит обещанного Мессию, о Котором предсказывали пророки и Которого с таким нетерпением ожидал народ Израиля.

Симеон ожидал, что это исполнится вскоре, в течение времени обычной человеческой жизни. Но он давно уже прожил больше, чем может прожить человек, а пророчество не исполнялось. И когда Дева Мария принесла в храм Младенца, Симеон в Нём узнал Того, о Ком было это пророчество. Каким образом среди всех женщин и младенцев, которые были в этот день в храме, — а в храм ежедневно приносилось множество младенцев для исполнения этого обычая, — старец Симеон узнал, что это именно Та Дева и Тот Младенец, о которых было предсказано? Слово Божие нам говорит кратко: «Духом Святым».

Наверняка праведный Симеон представлял себе эту встречу по-другому. Он был толкователем Священного Писания и знал о том, каким Бог явился пророку Моисею, какой была их встреча на горе Синай. Он знал, как встречался с Богом пророк Илия, и по-другому себе эту встречу представлять не мог.

Как Моисей и Илия узнали Бога? Тоже Духом Святым. Но если на горе Синай земля содрогалась от явившейся силы Божией, когда Моисею давались заповеди, по которым израильский народ должен был жить, ожидая Мессию, а сам пророк Моисей не видел лица Божия, если пророк Илия изображён возносящимся к Богу на огненной колеснице, то здесь не гора тряслась и не огненная колесница возносилась, а беспомощный Младенец был на руках у Девы. И Тот, Кто являлся Моисею и Илии, ныне открыл Симеону, что это Он. И Он Сам должен был укрепить Симеона, дать ему силы для того, чтобы тот смог взять Младенца на руки.

Вот почему Симеон, увидев именно эту Деву и этого Младенца, взяв Его на руки, со страхом обратился к Нему как к своему Владыке и произнёс те знаменитые слова, которые сегодня стали молитвой. Эти слова мы слышим за каждым вечерним богослужением: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, Свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля» (Лк. 2:29-32).

Произошла встреча, исполнилось пророчество. Именно это событие празднует в сегодняшний день Церковь. Но почему такое внимание уделяется именно этому евангельскому эпизоду? Почему именно это событие стало двунадесятым праздником? Потому что встреча с Богом — это то, что обещано каждому из нас. Она предстоит каждому и произойдёт с каждым в то время, когда Богу будет угодно.

Когда мы предстанем перед Богом, произнесём ли мы те же самые слова, которые произнёс Симеон, или, может быть, эта встреча произойдёт по-другому? Ответить на этот вопрос мы должны своей жизнью, своими делами. Праведный Симеон целью своей жизни сделал ожидание Спасителя. Нам тоже очень важно прежде смерти, когда мы предстанем перед Богом, найти ту дорогу, которая приведёт нас к Нему.

Примечательно, что Симеон встретился со Спасителем не на базаре, не на узких улочках Иерусалима, не на какой-то горе, в саду или в чьём-то доме. Встреча произошла в храме Божием — там, куда люди приходят для того, чтобы встретить Бога и поклониться Ему. Мы не можем в своей жизни встретить Бога и пройти мимо Его храма. Богу было угодно, чтобы именно здесь, в храме, Он открывал нам Свою славу, именно здесь мы соединялись с Ним в таинстве Евхаристии, слышали Его слово в Евангелии, а наша душа становилась тем сосудом, который был бы вместилищем благодати Духа Святаго.

Каждый из нас здесь, в храме, может стать Симеоном. Каждый из нас может соединиться со Христом. Точно так же, как он принял на руки Младенца Христа, мы можем открывать своё сердце для того, чтобы вместить Слово Божие. Точно так же навстречу мы можем распростирать свои руки, следовать за Христом и целью своей жизни поставить исполнение заповедей Божиих. Мы не только на руки можем принять Христа — мы можем соединиться с Ним духовно и телесно в таинстве Святой Евхаристии. Это происходит во время каждой Божественной литургии. Всё это — благодаря тому, что Христос уже пришёл к нам, что Он стал беспомощным младенцем и вручил Себя в наши руки, доверил нам быть свидетелями Его воскресения на земле и проповедовать о Нём другим людям.

Это удивительный факт — Бог Себя вручил нам. Мы узнаём о Боге через людей, и от нас кто-то тоже узнает о Нём. Всё это — дар Божий для каждого из нас, возможность выйти за пределы круга жизни, в которой человек не находил Бога. Сегодня мы можем подняться выше и быть со Христом, и не только быть с Ним, но и свидетельствовать о Нём другим людям своими добрыми делами и примером своей жизни.

Дай Бог, чтобы наши сердца были открытыми навстречу Ему, чтобы мы простирали к Нему руки точно так же, как простирал Симеон, точно так же хотели встречи с Ним, как хотел этот великий муж и праведный старец, чтобы эта встреча была для нас такой же радостной, как и для него. Он этой встречи ждал всю свою жизнь, и именно тогда, когда она произошла, понял, что жизнь его имеет смысл. Она приобрела своё подлинное значение. Дай Бог, чтобы мы смогли хотя бы отчасти пройти по этой дороге и встретить Бога в своей жизни, а встретив, пойти за Ним и никогда не отвернуться от Него.

Поздравляю вас с праздником!

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100